Немецкие критики сравнивали голос Вероники Коваль со звучанием органа и с восхищением писали о том, что украинское меццо-сопрано исполняет колоратурный репертуар. Прошедший в конце ноября сольный концерт певицы, солистки Харьковского национального академического театра оперы и балета им. Н. Лысенко, позволил харьковским слушателям оценить разные грани ее таланта.

Свой концерт Вероника Коваль выстроила очень изящно, составив его из четырех «тематических блоков», объединенных темой любви. В первом «блоке» солистка исполнила романсы русских композиторов, во втором — сочинения мастеров итальянского bel canto, в третьем — камерно-вокальные опусы французских композиторов ХХ столетия. И наконец в последнем блоке прозвучали фрагменты из популярных мюзиклов.

 

Исполнять настолько разноплановую и насыщенную программу в одном концерте для певца всегда большой риск: каждая из групп произведений требует разного звука, манеры пения, способности быстро «перенастроиться» на другой стиль: ведь между филигранными ариеттами bel canto и джазовыми американскими мюзиклами — целая пропасть. Однако Вероника Коваль справилась с задачей: ее мощное меццо-сопрано одинаково хорошо и в то же время совершенно по-разному звучало в каждом из исполняемых сочинений. Три разнохарактерных романса Антона Аренского, каждый из которых через образы природы раскрывал разные этапы любовной истории, певица посвятила своему вокальному педагогу — знаменитой украинской певице Белле Руденко, в классе которой Вероника Коваль совершенствовала свое мастерство в Московской консерватории. Три романса Сергея Рахманинова — светлой памяти Дмитрия Хворостовского.
 
Филигранно и при этом чувственно были исполнены Вероникой Коваль две разнохарактерные ариетты мастера bel canto Винченцо Беллини: складывающаяся из виртуозных пассажей в сочетании с изящной танцевальностью «Il fervido desiderio» («Горячее желание»), и лирико-драматическая, наполненная мелодиями широкого дыхания «Malinconia» («Меланхолия»). Следующая за ними «Испанская канцонетта» Джоаккино Россини, наполненная зажигательными фиоритурами, которые виртуозно исполнялись певицей все в более быстром темпе (когда казалось, что быстрей спеть уже и невозможно!), сполна дала проявиться кипучей энергии солистки, заставляя вспомнить темпераментную Кармен, партию которой Вероника Коваль не так давно исполнила на сцене Харьковской оперы.
 
Совершенно в иное настроение погрузили слушателей песни Франсиса Пуленка: романс-баллада «Се», в котором композитор в символической форме воспел дорогую его сердцу Францию, и песня «Скрипка», повествующая о влюбленном скрипаче, были наполнены светлой тоской по несбыточным мечтам. Третья песня Франсиса Пуленка, давшая название всему концерту, — знаменитые «Дороги любви» — заставила вспомнить о лучших образцах французских chanson, стиль которых был преломлен через уникальный стиль самого Пуленка. Эту песню певица посвятила своей лучшей подруге и всем девушкам, которым когда-либо довелось испытать муки неразделенной любви.
 
Эстрадно-джазовое отделение концерта было совсем другим. В нем Вероника Коваль предстала настоящей джазовой певицей и исполнила признанные мировые хиты. В ее исполнении прозвучали фрагменты из мюзиклов «Роберта» Джерома Керна (песня «Smoke getsin your eyes»), «Порги и Бесс» Джорджа Гершвина (песня «Summer time») и знаменитая песня Эроса Шиорилли «Non pensare a me».
 

Нужно упомянуть и о партнерах, которые разделили с Вероникой Коваль успех концерта: лауреатах международных конкурсов артисте оркестра ХНАТОБ, ярком музыканте Викторе Ашмарине (контрабас) и солисте оперы, артистичном теноре Александре Золотаренко. А также о концертмейстере — прекрасной пианистке Ольге Григорьевой. Виктор Ашмарин исполнил в концерте три сочинения, продемонстрировав виртуозные и кантиленные качества инструмента, который, на первый взгляд, совершенно не приспособлен для сольного музицирования. Два цикла вариаций непревзойденного виртуоза, «Паганини контрабаса» Джованни Боттезини в исполнении Виктора Ашмарина обрамляли «итальянскую» часть концерта, а лирический романс Габриэля Форе — завершал «французскую».
 
Александр Золотаренко исполнил в дуэте с Вероникой Коваль три произведения. В «Дуэте кошек» Джоаккино Россини певцы составили прекрасный комедийный дуэт, разыграв перед зрителями настоящее театральное представление, которое продемонстрировало ссору и последующее примирение очаровательной и темпераментной кошки и немного нерешительного, но харизматичного кота. В трех эстрадно-джазовых хитах, песнях Валерио Дзелли «Vivo per lei», Франческо Сартори «Canto della terra» и исполненном на бис «Con te partiro» (которое больше известно в английском переводе как «Time to say good bye»), яркий и благородный лирический тембр Александра Золотаренко прекрасно сочетался с голосом Вероники Коваль. Солисты составили восхитительно красивую дуэтную пару, по достоинству оцененную зрителями: каждое исполняемое произведение публика приветствовала искренними овациями.
 

Главным сценическим партнером артистов, который поддерживал их в странствиях по таким разным «дорогам любви», стала, конечно, Ольга Григорьева. Ведь ей, как и главной героине вечера — Веронике Коваль, — приходилось постоянно «менять маски», совершать настоящее путешествие во времени и пространстве. Звукоподражательность фортепианного сопровождения лирических романсов Антона Аренского и насыщенная фактура опусов Сергея Рахманинова, виртуозные «оркестровые» пассажи Винченцо Беллини и Джоаккино Россини, утонченные импрессионистские ритмы Франсиса Пуленка и джазовые гармонии Джорджа Гершвина она исполняла свободно и со вкусом, следуя за солистами и создавая вместе с ними прекрасные интерпретации музыкальных шедевров.
 
После концерта Вероника Коваль согласилась ответить на несколько вопросов корреспондента «Харьковских известий».
 
— Вероника, поздравляю Вас с прекрасным концертом! Разнообразие Вашего репертуара в целом поражает: более 100 арий из опер и ораторий, более 200 романсов и песен… И это не говоря о многочисленных оперных партиях — из репертуара как сопрано, так и меццо-сопрано. Как возможно охватить такой объем материала?
 
— Когда я училась в Киевском институте музыки им. Р. Глиэра, мой преподаватель, Иван Поливода, учил меня как меццо-сопрано. Однако в Московской консерватории, в классе Беллы Андреевны Руденко — она открыла в моем голосе и другие возможности: я стала исполнять на сцене высокие сопрановые партии: Татьяну, Иоланту, Мими, Тоску. Но после рождения дочери вернулась к репертуару меццо. Широкий диапазон, конечно же, остался, что очень помогает в вокальной практике.
 
— Ваши родители — замечательные певцы, солисты Национальной оперы Украины народный артист Украины Николай Коваль и заслуженный деятель искусств Украины Тамара Коваль. Получается, Вы были «обречены» стать певицей?
 
— Ничуть! Родители никогда на этом не настаивали. Я до определенного момента хотела стать художником-декоратором, даже окончила подготовительные курсы киевского техникума декоративно-прикладного искусства. До сих пор очень люблю рисовать — маслом, акварелью, гуашью… Стараюсь находить для этого время. Еще в школьные годы я очень увлекалась конным спортом. Честно признаюсь, даже школу прогуливала — так любила проводить время с лошадьми.
 
— А читать любите?
 

— Безумно! Постоянно что-то читаю. Любимый писатель — Ремарк. Хотя очень люблю еще Хемингуэя, Моэма, Алексея Толстого. Романы Достоевского часто перечитываю. Очень люблю поэтов Серебряного века.
 
— Предпочитаете бумажные книги, или следуете моде на электронные?
 
— Ничто не заменит бумажную книгу! Но удобство электронной, конечно, неоспоримо… У меня вечно с собой ноты, клавиры… Бумажная книга просто не помещается, так что часто приходится довольствоваться планшетом.
 
— Вам близка преподавательская деятельность?
 
— Да. Это удивительный опыт. У меня уже восемь лет педагогического стажа. Сейчас преподаю в детской музыкальной школе им К. Шульженко. Среди моих учеников есть даже лауреаты международных конкурсов, многие из них — студенты музыкальных училищ и консерваторий, а кто-то уже и сам преподает.
 
— Вы — лауреат многих престижных фестивалей и конкурсов. Какая из наград Вам дороже всего?
 
— Пожалуй, назову награду Международного конкурса им. Соломии Крушельницкой, которую получила в 2009 году. Именно после этого конкурса моя карьера начала стремительно развиваться. Я выступала на сценах Львовской, Днепропетровской, Киевской оперы, работала солисткой в австрийской компании Da Capo — с симфоническим оркестром несколько лет гастролировала по городам Германии. А сейчас оказалась в Харькове и очень горжусь, что работаю на такой замечательной сцене.
 
Источник: izvestia.kharkov.ua
Автор: Вера Мовчан, кандидат искусствоведения 
Фото: Татьяна Суханово
Портрет певицы: Ирина Беглецова