В Харьковском национальном академическом театре оперы и балета им. Н. В. Лысенко состоялась премьера оперы «Иоланта» П. И. Чайковского с участием солистки Венской оперы, обладательницы кристально чистого лирического сопрано Ольги Бессмертной.

Любовное прозрение

Напомню фабулу оперы. В горах Франции находится замок, который король Рене построил для своей юной дочери Иоланты (в переводе с латыни имя означает «фиалка»). Она слепа от рождения, но не знает об этом. По приказу короля окружающие тщательно скрывают от нее тайну, никто из посторонних под страхом смерти не смеет проникнуть в замок. В счастливом неведении девушка проводит дни среди подруг. Однако с недавнего времени неясные стремления нарушают ее покой. Иоланта плачет, тоскует, и напрасно подружки стараются отвлечь ее от грустных мыслей. Король приглашает в замок знаменитого врача Эбн-Хакиа. Осмотрев Иоланту во время сна, Эбн-Хакиа сообщает, что исцеление возможно, но для этого Иоланта должна узнать о своем несчастье и всей душой захотеть прозрения. Боясь, что правда станет мучительным ударом для дочери, Рене отказывается открывать ей тайну. Тем временем в королевский сад случайно попадают два рыцаря — Роберт и Водемон. Впоследствии окажется, что Роберт в детстве был обручен с той, которую никогда не видел. Пылко влюбленный в графиню Лотарингии Матильду, Роберт хочет обратиться к королю Рене с просьбой расторгнуть помолвку. В беседке чудесного сада Водемон видит спящую незнакомую девушку. Он очарован ею. Невольно вырвавшийся возглас восхищения разбудил Иоланту. Волнение молодого рыцаря вызывает отклик в ее душе. Прощаясь с прекрасной незнакомкой, Водемон просит подарить ему на память красную розу, но девушка срывает белую. Тогда рыцарь понимает, что Иоланта незрячая. Охваченный состраданием, он рассказывает ей, как прекрасен этот мир. Появляется король. Узнав, что незнакомый пришелец раскрыл Иоланте секрет, он приходит в негодование, но врач Эбн-Хакиа успокаивает его. Теперь путь к исцелению открыт. Ради спасения любимого, которому за разглашение тайны грозит смертельная опасность, Иоланта готова претерпеть любые муки. Прозрев, сначала испугавшись, а затем с изумлением и восторгом принцесса воспринимает окружающих, узнает отца, подруг и рыцаря Водемона, который отныне будет ее защитником. Все торжественно славят свет, источник жизни и познания. 
Либретто, которым воспользовался Петр Ильич, было написано его младшим братом Модестом Чайковским по одноактной драме датского писателя Генрика Герца «Дочь короля Рене». 

В стиле космофэнтези
Автор оригинального решения оперы Виктория Рацюк проявила себя в двух ипостасях — как режиссер и как дирижер-постановщик, а в день премьеры она же стояла за дирижерским пультом, управляя симфоническим оркестром оперного театра. 
Задник и парусные кулисы в этом спектакле подготовлены для использования видеотрансформирующегося декорационного фона, помогающего конструктивным декорациям Татьяны Кирилловой в одном сценическом проеме локализовать сразу несколько мест действия. Использование компьютерной графики создает эффект зазеркального, потустороннего, если можно так выразиться, инфернального пространства, где гуляют и скрещиваются неведомые энергии. Лаконизм сценической среды подчеркивают костюмы, стилизованные под космическое фэнтези. 
Единственное, чего не могу понять и оправдать, так это белоснежное одеяние Иоланты, дополненное несуразным такого же цвета париком, не дающим зрителям возможности следить за эмоциональным состоянием солистки. Хочется думать, что режиссер исходила не от банального символа «белой вороны», потому что для этого в сюжете нет ни малейшего повода. 

Голоса от Бога

Необыкновенной красоты голос Ольги Бессмертной, с превосходно разработанными вокальными нюансировками, раскрывающими внутреннее состояние малейших перепадов настроения Иоланты, восхищает! Но, к сожалению, из-за неудачного, на мой взгляд, костюма не происходит целостного восприятия этого важного для «Иоланты» сценического образа. 
Партию Водемона поет Александр Золотаренко. Певец создал мужественный характер сценического персонажа, обладающего всеми качествами благородного и пылко влюбленного рыцаря, который, несмотря на смертельную угрозу, остается с Иолантой и готов в бою оспаривать у соперника её руку и сердце. Его друг Роберт в исполнении любимца харьковской публики, обладателя прекрасного баритона Владимира Козлова полностью соответствует внешнему облику влюбленного рыцаря-ловеласа, с упоением утверждающего, что никто не сможет «сравниться с Матильдой моей, пылающей искрами дивных очей…»
Интересно трактуется басовая партия короля Рене, которого поет и играет Сергей Замыцкий. Сценический персонаж Замыцкого ради спасения дочери готов отдавать самые жестокие приказы и пойдет на всё, что может принести благо для его Иоланты. Высокий фактурный бас с глубокими бархатистыми переливами и хорошо воспитанная вокальная культура выгодно подчеркивают и без того яркую индивидуальность этого солиста.
Баритональную партию мудрого Эбн-Хакиа интересно подает Никита Маринчак. В роли Марты, управляющей пансионом, выступила обладательница лирического контральто великолепная Лилия Кутищева. 
Все исполнители ведущих партий в «Иоланте» являются лауреатами международных конкурсов вокалистов и солистами харьковской оперной сцены. 

Практически авангард
В этой сценической версии нет четко определенных конфликтных ситуаций, к которым мы уже привыкли в спектаклях, поставленных на оперной сцене режиссером Арменом Калояном. В «Иоланте», на мой взгляд, в угоду вокалу слабо обозначена причинно-следственная связь событий, влияющих на драматические взаимоотношения действующих лиц. Конфликты не отыгрываются, а обозначаются примерно так, как это обычно происходит в филармоническом исполнении оперного шедевра. Не берусь оспаривать такой постановочный метод, потому что он является оригинальным режиссерским замыслом, близким к авангардному прочтению оперной классики (кстати говоря, сделано это на высоком профессиональном уровне). И если оперная режиссура Армена Калояна сравнима со станковой живописью, то у Натальи Кирилловой, она схожа с ярким графическим произведением.
Звуковая слаженность в подаче разных голосовых партий от лирического сопрано до контральто и низкого баса дарит слушателям ни с чем не сравнимое наслаждение от сиюминутного рождения совершенной «Иоланты», в которой каждая вокальная тема становится неотделимой частью целого.

 

Источник: timeua.info

Автор: Александр Анничев