docenko

«Заведующий постановочной частью ХНАТОБ, заслуженный работник культуры Украины Виталий Доценко (1931-2020) давно стал легендой отечественных оперных театров, - так писала о 80-летнем юбиляре газета «Вечерний Харьков» в 2011 году. И хотя Виталия Борисовича уже 40 дней нет с нами, давайте запомним его таким…».

Он отдал театру всю жизнь.

Виталий Доценко танцевал с детства. После школы постигал азы балета в студии при Куйбышевском оперном театре, затем учился на хореографическом отделении Днепропетровского театрального училища.
Был артистом балетной группы в Черкасском народном хоре, затем приехал в Харьков – 13 лет выступал в театре музкомедии. После 20-летней сценической карьеры танцор переквалифицировался, но про музыку, театр и танец не забыл..
Сначала его пригласили на работу заведующего постановочной частью в театр имени Т. Шевченко, но там бывшему танцору не хватало музыки. Два с половиной года проработал заведующим постановочной частью в цирке. С 1976 года работает в Харьковском оперном театре. Коллеги придумали для него множество шутливых и одновременно уважительных прозвищ: Великий Доц, господин Доцик и даже мистер Паника.
Виталий Борисович отвечал за техническое оснащение спектаклей: костюмы, обувь, декорации, кулисы. Словом, он делал ту часть работы, о которой публика часто даже не задумывается. В ведении Виталия Доценко находились прачечная, столярный, бутафорский и декорационный цеха, красильня, швейные мастерские и отдельный цех, где костюмы расшивают бусинками и стеклярусом. Театральный «гардероб» театра едва умещается в шести огромных складских помещениях – там хранятся 10 тысяч оперных и балетных костюмов. Стремительно проносясь по этим хранилищем, Виталий Борисович успевал заметить все нелады и тут же раздать указания: на одном платье кружева оторвались – срочно пришить, на другом ненадежно держатся стразы – надо закрепить. Заведующий постановочной частью признавался, что когда-то и сам очень любил вышивать крестиком, а однажды сшил своей тогда еще маленькой дочке роскошное платье.
Виталий Борисович разбирался в тканях, кружевах, мехах, коже, красках, нитках, бусинках, гвоздях и досках, причем хозяином был очень рачительный.
– Он знал в своей работе все до мелочей, в том числе и то, где и что можно достать подешевле. Если надо – мог мгновенно сорваться и даже среди ночи помчаться в командировку, говорит одна из его коллег.
– Если мне нравится спектакль – я вкладываю в него всю душу и не считаюсь ни со временем, ни с силами. Ни в одном театре нет таких материалов, как у меня. Я знаю, где купить ткани подешевле, на распродажах я – первый. Мне удалось достать роскошные аппликации, недорого
приобрести ящики камешков. Где я все это беру? Не скажу, - стойко хранил профессиональную тайну Виталий Борисович.
Завпост носился по театру как реактивный и ругался со всеми подряд, потому что всегда беспокоился о судьбе спектакля: «Костюмы сшить не успеваем; декорации не готовы; не хватает проволоки; для сапог нет нужной кожи; нитки рвутся, пуговицы отваливаются; парики не готовы и
вообще спектакля не будет!». Но приходило время «Ч» - и появлялись костюмы, и декорации, и парики. Потому что Виталий Доценко был истинно театральным человеком.
Подчиненным с таким неугомонным начальником работалось непросто, но они не жаловались, а наоборот – шли к нему за советом. И считали, что Виталий Доценко достоин Книги рекордов Гиннесса: в 80 лет возглавлять
такой грандиозный участок работы мог бы далеко не каждый.
– В это дело вложено полжизни, куча нервов и здоровья, – говорил Виталий Борисович и тут же сам признавался, что не мог бы заниматься другой работой.
Рецептом его вечной молодости были неугомонность, подвижность, общительность и отдых на любимой даче: летом там цветет целое море выращенных юбиляром цветов – и это было еще одним увлечением Виталия Доценко. Но танцы остались в его душе навсегда. Он всегда двигался так, будто несся в стремительном танце, и любая поза выдавала в нем танцора.