ASH 7719

 

Свой 141-й театральный сезон Харьковский национальный театр оперы и балета им. Н. В. Лысенко завершает премьерой оперы «Мазепа» П. И Чайковского с изменениями финала по украинской версии либретто Л. Цегельского и Д. Чутро.

Армен Калоян: от вершины к вершине

Постановка оперы осуществлена, как указано в афише, под патронатом председателя Харьковской областной государственной администрации Юлии Светличной и при поддержке общественного совета по подготовке к 330-летию избрания Ивана Мазепы гетманом Украины. Именно художественный проект «Гетман Украины Иван Мазепа» вдохновил главного режиссера и постановщика спектакля Армена Калояна, который на протяжении нескольких лет мечтал воплотить эту оперу Чайковского на сцене харьковского театра.
— Несмотря на очевидные изменения, — поясняет Армен Мигранович, — сохранено оригинальное либретто 
П. Чайковского и В. Буренина, но в украинском переводе. Изменен только финал. Это было необходимо сделать, чтобы переосмыслить образ Орлика — я не мог представить его жестоким палачом, потому что это противоречит исторической правде. Орлик был просвещенным человеком. Простите, но малообразованный злодей конституцию написать не смог бы, а Орлик вошел в историю как создатель первой Конституции Украины.
Как режиссер-постановщик Армен Калоян, работая над «Мазепой», остался верен своим профессиональным принципам, утверждая на деле, что всякое сценическое искусство, будь то музыкальное или драматическое, должно воплощаться по законам театрализованного сценического действия, а вот бытовое правдоподобие в его понимании создает атмосферу унылую, не давая возможности перспективному развитию ярких конфликтных ситуаций. Режиссер не рассказывает об этом на каждом углу, как многие его коллеги, а спокойно доказывает своими новыми спектаклями. «Мазепа» в его режиссерском прочтении — еще одна несомненная удача после недавнего выхода грандиозной «Флории Тоски». От спектакля к спектаклю Армен Калоян не только совершенствует свой авторский стиль, а поднимает искусство оперного театра в Украине на более высокий уровень постановочного и исполнительского мастерства. 
Лично мне импонирует то, как Армен Калоян мастерски использует сценическое пространство, придавая ему колоссальные объемы благодаря предварительно четко распределенным по нескольким планам мизансценам. Этот прием сродни стереоскопическому эффекту и весьма интересно воплощается в минималистичных декорациях, какими радует зрителей заслуженный художник Украины Надежда Швец. Декорационное оформление с использованием фонового видеоряда, обладающего иллюзией моментального изменения места действия, не самоцель, а требование времени. Зрители, «зараженные» современным клиповым сознанием, ныне легче воспринимают намек, нежели подробное перемещение их из одной сценической картины в другую с долгой перестановкой мебели и декоративных аксессуаров. 
А как в свободном сценическом пространстве оживают костюмы! Да еще такие выразительные, какие придумал для «Мазепы» художник Илья Панёк! Наконец-то артистов одели не в ядовитые, отталкивающие внутренний сценический свет ацетатные шелка, а в бархатные ткани, глубоко воспринимающие игру светового оформления. Создается впечатление, будто пред нами оживают исторические личности с полотен старых мастеров. Уверен, даже после того, как эта опера сойдет со сцены, костюмам Ильи Владимировича суждена долгая жизнь. 

Искусство неистовой силы
Но… одно дело придумать и создать великолепный костюм, а совсем иное — умение носить его с тем же достоинством, каким обладали гетманы, казацкая знать, их жены и дочери в XVII столетии. В спектакле сценический характер каждого персонажа не просто соответствует своему наряду, а придаёт ему ту характерную последовательность и стилевую особенность, присущую именно обозначенной эпохе. Дополняется все сказанное театральной приподнятостью в передаче манеры поведения той или иной индивидуальности. 
Если на некоторое время отрешиться от гениальной музыки Петра Ильича Чайковского и вокального мастерства исполнителей, то становится ясно, что сюжетная линия разработана режиссером по законам драматического театра. Мощно обозначено основное событие, определяющее цель сквозного действия, а значит, и последовательность череды конфликтных ситуаций, изменяющих качество сценических взаимоотношений. Таким образом, Армен Калоян добился непрерывного действия, которому музыкальный темпо-ритм обеспечил выразительную поддержку. Такой редко достигаемый на оперной сцене альянс придает «Мазепе» устойчивую драматическую форму, наполненную эмоциональным музыкальным содержанием. 
Иван Мазепа в трактовке этого сценического персонажа Александром Лапиным — личность неординарная. Умный, своенравный, преданный чести государственный муж. Личность, напролом идущая к цели и достигающая её любыми не унижающими человеческого достоинства способами. Огромную партию Мазепы этот вокалист поет как одну большую арию. Создается ощущение присутствия Мазепы даже там, где только ждут появления гетмана. Александр Лапин в этой роли воспел оду гетману, жизнь которого складывалась как череда драматических коллизий. Сложная, неимоверно сложная роль сыграна и спета оперным артистом не просто талантливо, а с пониманием политических и внутренних конфликтов, которые переживал его мужественный персонаж. Высокий психологический накал прозвучал в сцене мучительного ожидания казни Кочубея (солист Андрей Даценко) — бывшего друга и отца его возлюбленной. 
Совершенно иным предстает перед нами Мазепа в редких сценах встречи с Марией (солистка Алла Мишакова). С какой силой исполнен их дуэт, как больно становится нам сегодня за тех, кому суждено было во благо государства поступать вопреки личным интересам! Марии следовало сделать судьбоносный выбор между отцом и возлюбленным, а Мазепе — между долгом и велением сердца, отвергая дружеские чувства и даже страх потерять любимую. 
Зрительный зал взбудоражила сцена, когда, рискуя жизнью, к Марии пробирается её мать. Любовь (солистка Наталья Матвеева) умоляла дочь спасти отца, совершенно ясно понимая, что этого не произойдет. Состояние обезумевшей от горя женщины несло в себе столько безысходности, что в зрительном зале повисла до предела напряженная тишина. Сцена, сыгранная Натальей Матвеевой, стала важной эмоциональной доминантой всего спектакля. Какой неистовой силы достигали голосовые интонации, как умоляли глаза, обращенные уже не к дочери, а к какой-то неведомой силе. Мощно!
В канву основного действия превосходно вплетаются украинские танцы и народные песни. «Огромное значение в этой опере имеют хоровые сцены, — считает хормейстер-постановщик, заслуженный деятель искусств Украины Алексей Черникин. — Хор участвует в драматических эпизодах, характеризуя своим присутствием время и место действия. В дополнение к партитуре Чайковского в финале исполняется песня «Чорна рiлля iзорана», которая звучит без сопровождения, как гимн, как своеобразный крик народной души».
Уверен, что эти слова можно обратить к опере «Мазепа» в целом.

 

 

Источник: timeua.info

Автор: Александр Анничев