ХНАТОБ YouTube


Березень 2024
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Нд
26 27 28 29 1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30 31

Бесіда кореспондента "Vеsti.ua" Оксани Гончарук з керівником колективу, в.о. генерального директора-художнього керівника ДП ХНАТОБ імені М.В.Лисенка Ігорем Тулузовим!

oblozhka 1 1200x800Днями минуло дев'ять місяців відтоді, як розпочався проєкт, який немає сьогодні аналогів в Україні. "Схід Опера: долаючи відстань" - так назвали цей напрям, який існував поруч зі ще одним, "Схід Опера - місту-герою Харкову", у Національному академічному театрі опери та балету імені М.В. Лисенка.

 

 Про те, як це відбувалося - в бесіді кореспондента "Vеsti.ua" Оксани Гончарук з керівником колективу, в.о. генерального директора-художнього керівника ДП ХНАТОБ імені М.В.Лисенка Ігорем Тулузовим.

 

Детальніше...

Національна прем'єра опери Жуля Массне "Попелюшка" пройде у Харківському театрі СХІД ОПЕРА

11 лютого на сцені Харківського національного академічного театру опери та балету імені М. В. Лисенка / СХІД ОПЕРА вперше в Україні пройде прем'єра опери "Попелюшка" французького композитора Жуля Еміля Фредеріка Массне у новому форматі сучасних театральних технологій.

 

 

Детальніше...

«ВЫШИВАНЫЙ. КОРОЛЬ УКРАИНЫ»: «ЦЕ ОПЕРА НЕ ПРО МИНУЛЕ. ВОНА ПРО ЧАС»

 

1 октября в Харьковском национальном академическом театре оперы и балета им. Н. В. Лысенко состоялась премьера оперы «Вышиваный. Король Украины» на музыку Аллы Загайкевич по либретто Сергея Жадана в режиссерской версии Ростислава Держипильского.

 

Сакральное число 1947
Сложное оформление сцены художником Олесей Головач решено по принципиальным особенностям радикального конструктивизма. Одновременно задействованы сразу несколько пространственных сценических планов, существующих вне объективной реальности. Иными словами, череда событий как бы воспроизводится в сознании персонажа схоластической последовательностью предлагаемых обстоятельств с мгновенными переменами мест действия. Конечно же, возникают отдаленные ассоциации с украинским вертепом, но поскольку не соблюдаются аллегорические каноны трех основных частей вертепного ящика — «Небесной», «Земной», «Чистилища», то от такого приема режиссер, видимо, решил отказаться и «перевел стрелки» в сторону эпического театра, что позволило ему вместить в пределы короткого сценического времени наполненный трагическими событиями большой отрезок жизни Васыля Вышиваного. Усиливает впечатление сценарной графики металлический пожарный занавес-гильотина, на ребристой поверхности которого, словно прорезанные автогеном, возникают даты с короткими пояснительными текстами. Благодаря этому создается эффект тревожной атмосферы, столь необходимый для эмоционального восприятия дальнейших событий. Последовательно сценографическому разработан пластический рисунок групповых мизансцен, органично вписавшихся в конструктивные объемы декорационной этажности.
Лишенный статичности хор в данном постановочном варианте, помимо вокальных партий, запрограммирован на поддержание эмоционального накала драматического действия. Интересно разработаны быстрые перемены массовых сцен с участием то солдат, то беженцев, то охотников, то кадетов и воинов Скоропадского.
Чередование сольных и хоровых вокальных фраз воспринимается своеобразной респонсорной псалмодией. Не берусь утверждать (пусть это делают музыковеды), но если впечатления меня не обманывают, композитор нашел предельно чувственную возможность выразить в музыке сакральное для Вышиваного значение числа 1947.
Алла Загайкевич не просто известный композитор, написавший музыку к опере. Точнее будет отнестись к её произведению как к наполненной событиями пьесе. Уверен, что уже на нотном стане каждый персонаж характеризуется столь выразительно, что в результате слушателям очевидны его вокальные подтексты. Раз такое происходит, значит, музыка не сопровождает, а порождает совокупность действий и взаимоотношений, помогает визуализации глубоких смысловых значений, проповедуемых автором либретто. Вывод: музыкальные фразы Аллы Загайкевич, поддерживаемые талантливым вокалом, поддаются методу действенного анализа. Полагаю, что именно им в работе над музыкальным спектаклем руководствовался режиссер-постановщик Ростислав Держипильский, иначе было бы невозможно в огромном сценическом пространстве аналитически просчитать ротацию групповых мизансцен с участием нескольких десятков актеров, вокалистов, балерин и танцовщиков.

 

Мечты, мечты…

Начинать действенный ряд с актуализации внутреннего конфликта, к которому события вели героя на протяжении всей его сознательной жизни, — предельно рискованный постановочный прием на драматической сцене, а уж на оперной — подвиг, на который способен только опытный режиссер. Композиционное построение спектакля включает в себя пролог и эпилог, где в камере Лукьяновской тюрьмы происходит реальное сценическое действие, а события, воспроизводимые на сцене по воспоминаниям Вышиваного от пролога до эпилога, — имитация конфликтных ситуаций в прошедшем времени. По сути, мы должны войти вместе с персонажем в его личный, для нас потусторонний мир и стать свидетелями не воспоминаний, а происходящих на наших глазах событий.
Воспоминания требуют определенного уровня мистификации и в действенный ряд вплетается ирреальный персонаж Человека в черном. В этом образе предстаёт солист Алексей Ветров, «упакованный» в блестящий кожаный плащ соответствующего цвета. Человек в черном — символическое воплощение трагических злоключений, повлиявших на судьбу Вышиваного. Демоническая фигура иронично сопутствует воспоминаниям, оставляя по пути следования «черные» метки.
Именно с ним связано появление некогда белых (Виктория Коновалова, Яна Лобань, Лидия Хетлоу, Ольга Приходько, Ярослава Сиряченко), а во втором акте черных беременных балерин, в чреве которых развивается символическое семя Человека в черном. Исходя из превосходно сыгранного и вокально подчеркнутого Алексеем Ветровым характера сценического демона, возникает предположение, что основной колористический тон театральных костюмов, отталкиваясь от демонического плаща, спектрально окрашивает одежды персонажей от темных до светло-серых тонов. В своеобразный графический рисунок толпы выгодно вписываются платья из гардероба знаковых личностей — Девушки (Юлия Пискун), отца Вышиваного Карла-Стефана Габсбурга (Сергей Крижненко), Павла Скоропадского (Юрий Кудрявцев), Петра Болбочана (Андрей Доценко) и Коменданта (Сергей Замыцкий).
Отдельно следует отметить драматически внятного и музыкально запоминающегося Владимира Козлова не только как исполнителя сложной оперной партии, а еще как драматического актера, пропустившего через себя душевные и моральные переживания Васыля Вышиваного. Глубокое погружение в противоречивый характер психологически сложного персонажа, вне всякого сомнения, знаменует собой важный этап творческой карьеры Владимира Козлова. Главный герой вспоминает свою жизнь. Думает, что ему удалось, а что не удалось, а через него проглядывает огромная территория в водовороте событий Первой мировой войны, и Украина, какой бы она могла стать, но, к сожалению, не стала.
«Мечты — удивительный материал для истории. Но именно они становятся смыслом жизни. Таким смыслом жизни для Вильгельма фон Габсбурга стала по-детски щемящая, странная и болезненная любовь к Украине как к сказочному миру вечного счастья. Такая любовь присуща поэтам. Наверное, неслучайно либретто оперы написал Сергей Жадан. Оно поэтическое по своей сути — рассказывая «историю» легендарной личности, поэт создает воображаемое историческое пространство, безжалостно резонирующее с современностью. Вышиваный воспринимает историческую и политическую трагедию страны, куда он попал в юности и откуда пришла его первая любовь, как личную. Любовь меняет всю его жизнь, и в конце — призовет к последнему разговору» — это цитата из предисловия к недавно вышедшей книге с либретто Сергея Жадана.

 

Уникальный проект

Художественное воплощение оперы «Вышиваный. Король Украины» появилось на харьковской сцене благодаря талантливому совпадению авторских замыслов — драматического, музыкального, вокального, поэтического и изобразительного искусств. Явление уникальное для современного театра. Некоторый перехлест в сторону экзистенциальной философии вполне оправдан, потому что все мы стоим перед неизбежностью выбора общего пути. За оправданием выбора каждого из нас следует торжество или падение целого государства. Замысел оперы «Вышиваный. Король Украины» нужно рассматривать в контексте остро стоящей перед нашими современниками проблемы свободы волеизъявления. Тема ныне актуальная, а вот является ли конечный результат выбора свободным либо кем-то навязанным, — следует задуматься: всегда ли недостигнутая цель становится поражением?
«Це опера не про минуле. Вона про час, — підкреслює автор лібрето, — про виклик, про шанс, який тоді випав Україні. Ми тепер переживаємо такий само переламний момент. Важливо пам’ятати про той історичний досвід, який у нас є».
Харьковская опера сделала свой ответственный выбор, тем самым в очередной раз подтвердив статус национального академического театра Украины. За пульт гордо встал самый выразительный дирижер Харькова заслуженный деятель искусств Украины Юрий Яковенко, и с этого момента опера «Вышиваный. Король Украины» стала еще одной страницей в истории музыкального искусства Европы.
Настало время выразить слова признательности людям, объединившим команду талантливых специалистов во всех сферах административно-постановочной деятельности. В первую очередь — генеральному директору и художественному руководителю театра, заслуженному деятелю искусств Украины Олегу Орищенко: «Ми пишаємося тим, що саме в нашому театрі, який останнім часом розвивається надзвичайно динамічно, народився унікальний проєкт, присвячений одному з найвідданіших борців за незалежність нашої держави»; руководителю творческого проекта, заслуженному деятелю искусств Украины Игорю Тулузову: «Цей проєкт — яскраве віддзеркалення євроінтеграційних прагнень України. І дуже важливо, що він відбувся на сході нашої держави, підкреслюючи її єдність і цілісність».
А вот как по поводу состоявшейся премьеры высказался почетный консул Республики Австрия в Харькове Всеволод Кожемяко: «Доля Василя Вишиваного заслуговує на більшу увагу і донесення до якомога широких кіл. Сучасна опера — ефективний і естетичний інструмент для цього завдання, тим більше що Габсбурги відомі своєю любов’ю до мистецтва, а деякі були навіть композиторами. Бажаю команді опери «Вишиваний. Король України» повних залів і гучних овацій».

 

Фото
Александра Шахматова.

 

Источник: ВРЕМЯ

 

НИНІ ПОСТАТЬ ВАСИЛЯ ВИШИВАНОГО ТА ЙОГО ДРАМАТИЧНА ДОЛЯ ПРИВАБЛЮЮТЬ ІСТОРИКІВ ТА МИТЦІВ

 

НИНІ ПОСТАТЬ ВАСИЛЯ ВИШИВАНОГО ТА ЙОГО ДРАМАТИЧНА ДОЛЯ ПРИВАБЛЮЮТЬ ІСТОРИКІВ ТА МИТЦІВ

Організатори гранд-проєкту зазначають: «Ми стоїмо на порозі довгоочікуваної прем’єри опери «Вишиваний. Король України». Це самобутній, унікальний мистецький проєкт незалежної України. Маємо сподівання, що після прем’єрного показу в Харкові цю грандіозну постановку зможуть побачити глядачі в інших українських містах.

Разом із Вами ми зможемо втілити мрію про те, щоб сучасну українську оперу оцінила європейська публіка в Австрії, на Батьківщині Вільгельма Габсбурга-Вишиваного. Нам є чим в

разити європейського глядача — опера має всі шанси стати новою культурною візитівкою України.

Останніми роками увага до постаті Василя Вишиваного зросла. Ми наново відкриваємо його роль в історії України і вшановуємо пам’ять цієї непересічної особистості. На хвилі інтересу до його унікальної ролі в політичному житті країни в місті Золочів відбулося урочисте відкриття пам’ятника Василю Вишиваному.

Місце для розміщення пам’ятника обрано невипадково, адже з Золочевом пов’язані важливі сторінки життя Вишиваного. Тут 1915 року він розпочав військову службу і пройнявся особливим ставленням до українського народу і культури: ініціював українізацію своєї військової частини, досконало опанував мову й почав носити вишиту сорочку, подаровану одним із вояків. Цікаво, що в Золочеві існує військова академія, названа ім’ям Вишиваного, тож відкриття пам’ятника підкреслює зв’язок міста з видатним діячем.

Зберігати пам’ять про Василя Вишиваного, його політичну та культурну діяльність, а також віддану любов до України — важливо для нашої національної ідентичності».

 

Детальніше...

KHNATOB named after M.V. Lysenko presents the ballet blockbuster "Spartacus" in the stage production of Georgiy Kovtun

This is a ballet never seen before in Ukraine! It is the most large-scale production of the Kharkiv National Academic Opera and Ballet Theatre named after M.V. Lysenko / SKHID OPERA, for which over 300 costumes, 80 spears, 60 swords and shields have been manufactured. Up to 200 artists are simultaneously performing on the stage, including the ballet company, the chorus, the supernumeraries and the students of the ballet school. Decorations are changed 9 times during the performance. The choreographer-director, the People’s Artist of the Republic of Tatarstan Georgiy Kovtun, notes that he has created a show similar to a wide-screen movie.

"My choreography is a difficult work for the artists, both females and males. However, in the first place, it is a male performance. I always joke that "Spartacus" is a kind of revenge to the male dancers, as in most performances female dancers perform the second and third acts, while men can go home. But in this ballet everyone is dancing from the beginning of the first act to the end of the last one", - tells Georgiy Kovtun.

 

Детальніше...

Композиторський FreshBack у Харкові: чи свіжий фреш?

Доки чотири оперних театри в Україні паралізовані карантинними заходами безпеки, харківська «Схід Опера» користується нагодою відновити концертно-театральне життя міста завдяки Камерній сцені театру та майданчику «Просто Неба». З початку липня на сцени Схід Опера поступово прориваються спраглі творити музиканти: співаки, артисти балету, оркестранти, ансамблісти, хор. На відкритому повітрі театр вже навіть встиг повноцінно поставити оперу!

 

Цикл концертів «Fresh Ukrainian | Український фреш»

 

Паралельно з виконавською діяльністю театру роботу поновив Схід Опера Хаб. Ця ініціативна створена задля налагодження комунікації між музично-театральними молодими творцями, що забезпечує їм досвід впродовж роботи над просуванням українського мистецького продукту. Одразу після ребрендингу ХНАТОБу у Схід Опера 2018 року силами молоді Хаб поставив оперу харківсько-київського композитора Віталія Губаренка «Сват мимоволі». Тоді ж до Харкова завітав американський композитор Річард Камерон-Вульф зі своїми мікро-операми (читайте інтерв’ю з композитором). Вже 2019 року Схід Опера провели Перший конкурс композиторів, лібретистів для створення нової опери, яка вже рік знаходиться у роботі. У червні 2020 року був проведений другий такий конкурс. Сьогодні відомі переможці, активно ведуться щоденники Схід Опера Хаб та навчальні лекції для учасників Першої Української Музично-театральної Резиденції.

В рамках Схід Опера Хаб 2020 року запланована серія концертів із претензійною назвою «Fresh Ukrainian/ Український фреш». Перший концерт «FreshBack/ Фрешбек» є ретроспекцією на твори переможців Першого конкурсу композиторів (comeback переможців) та тьюторів Першої Української Музично-театральної Резиденції. Інші два концерти презентують твори переможців Другого конкурсу композиторів. Концепція «фрешу» зрозуміла — «сучасні українські композитори у сучасному виконанні». Претензійною ж видається назва з огляду на «фрешовість» чи «сучасність» самої музики, зокрема, концерту 28 липня.

 

Детальніше...

Виталия Борисовича уже 40 дней нет с нами, давайте запомним его таким...

docenko

«Заведующий постановочной частью ХНАТОБ, заслуженный работник культуры Украины Виталий Доценко (1931-2020) давно стал легендой отечественных оперных театров, - так писала о 80-летнем юбиляре газета «Вечерний Харьков» в 2011 году. И хотя Виталия Борисовича уже 40 дней нет с нами, давайте запомним его таким…».

Он отдал театру всю жизнь.

Виталий Доценко танцевал с детства. После школы постигал азы балета в студии при Куйбышевском оперном театре, затем учился на хореографическом отделении Днепропетровского театрального училища.
Был артистом балетной группы в Черкасском народном хоре, затем приехал в Харьков – 13 лет выступал в театре музкомедии. После 20-летней сценической карьеры танцор переквалифицировался, но про музыку, театр и танец не забыл..

 

Детальніше...

"Врятуйте культуру": відкритий лист голові Верховної Ради

Фото из открытых источников
Культура в Україні — на межі виживання. Необхідно, щоб держава негайно підтримала її.
 

KHARKIV Today организував круглий стіл онлайн "Карантин: вирок для культури чи нові можливості?". Його учасники — діячі культури і мистецтв, незалежні продюсери і організатори культурних заходів з Харкова, Києва, Вінниці, Запоріжжя та Львова говорили про стан культури в Україні в умовах епідемії коронавірусу.

Культура знаходиться на межі виживання — це єдина думка всіх учасників круглого столу. Театри і кінотеатри закриті, організація будь-яких заходів неможлива до тих пір, поки не будуть розроблені чіткі і зрозумілі правила, на яких умовах можна буде приймати в зали глядачів, розсаджувати оркестрантів, яка кількість артистів одночасно може виходити на сцену.

 

Детальніше...

Оперный театр приглашает на… свежий воздух

О том, как сегодня живет старейший музыкальный театр Украины в пору коронавирусной эпидемии и как планирует свою творческую жизнь в преддверии нового театрального сезона, «Времени» рассказал генеральный директор Харьковского национального академического театра оперы и балета, заслуженный деятель искусств Украины Олег Орищенко.

Трудная судьба «Спартака»
— Олег Владимирович, с какими проблемами ныне столкнулся театр и что предпринимается для достойного выхода из них? 
— Есть определенные сложности в проведении спектаклей и репетиций, но независимо от того, когда нам разрешат открыть двери для зрителей, мы разработали определенный алгоритм. 

 

Детальніше...