Премьера концертного исполнения оперы В. Беллини «Норма» с блистательной примадонной Людмилой Монастырской задолго до спектакля вызвала небывалый ажиотаж харьковских меломанов. Лишний билетик спрашивали еще на подходе к оперному театру. Но успех превзошел все ожидания. Не знаю, кто еще у нас при столь богатом голосе так владеет техникой вокала, безграничным дыханием и тонкой нюансировкой… Наши исполнители тоже показали себя с самой лучшей стороны. Однако не все оказалось гладко в проведении этого экстраординарного события.
КТО ТАКОЙ БЕЛЛИНИ? КТО ТАКАЯ НОРМА?
Оперы этого композитора написаны в традиции bel canto (от итальянского — «прекрасное пение»). Не то чтобы в других сочинениях его соотечественников и современников надо было выбирать красивые мелодии. Но у Беллини насыщенность оперных красот превосходила все мыслимые границы, его герои страдали так красиво и трогательно, что им невозможно было не сочувствовать. И потому в партере и на ярусах Ла Скала, а также других итальянских городов слушатели проливали настоящие слезы. А позже Беллини завоевал весь мир, пока на смену его славе не пришла слава Джузеппе Верди. И здесь любой музыкант сможет подтвердить, как много Верди почерпнул у великого предшественника. Но разве только Верди? Блистательный поэт фортепиано Фридерик Шопен смог с помощью клавиш украсить свои прелюдии и ноктюрны почти вокальными виртуозными россыпями, услышанными в операх бельканто.
Беллини написал больше десяти опер, но именно «Норма» до сих пор является самой популярной. Именно ее композитор переписывал несколько раз и в шутку (или всерьез) призывал спасать первой в случае кораблекрушения. Верховная жрица друидов Норма, как это уже бывало в опере и драме, нарушила обет безбрачия, тайно став женой врага — римского полководца — и матерью рожденных от него детей. В самой популярной сцене оперы Норма произносит (то есть, конечно, поет) молитву, которую начинает с обращения к луне, а затем призывает воюющих к миру. Затем, когда хор исполняет свои воинственные возгласы против римлян, она поет о любви, которую хранит в своем сердце к врагу соотечественников. И вот именно в этом месте в большом зале харьковской оперы послышались посторонние звуки, но не телефона (как это стало, увы, привычным), а рок-группы, доносящиеся из малого зала театра…
ЛОЖКА ДЕГТЯ В БОЧКЕ МЕДА 
Он не бывший, он наш. Так скажет любой работник ХНАТОБа, прочитав на афише мероприятия, которое проводится в ТКЦ (театрально-культурном центре на Сумской, 25), приписку: «в бывшем малом зале оперного театра». С 2014 года это отдельное коммунальное предприятие, которое подчиняется облсовету и ХОГА. На самом деле «Театрально-концертный центр» (а это около 7000 кв. метров) просто сдается в аренду коммерческим лицам. Разрушена единая инфраструктура театра. И хотя решение по этому вопросу принимали не нынешние должностные лица облсовета и ХОГА, положение уже несколько лет не меняется. И приводит вот к таким казусам.
Для того, чтобы в короткие сроки прорепетировать премьеру оперы, симфонический оркестр, хор и солистов (а это около 100 человек) пришлось буквально «впихивать» в хоровой класс театра, площадь которого как раз и составляет 100 кв. метров). А ведь у музыкантов в руках инструменты, перед ними нотные пюпитры…
Именно для такой подготовки и предусмотрены в оперном театре как репетиционные помещения, так и два зала для зрителей. Но в момент перехода театра под юрисдикцию Министерства культуры «лакомый кусочек» в виде малого зала решили от театра «отрезать».
Несмотря на неприятности и пережитый стресс, Людмила Монастырская и другие артисты поблагодарили со сцены преданных зрителей, которые дослушали премьеру и стоя аплодировали звездам. Среди них были и те, кто специально приехал из других городов Украины послушать оперную диву. Однако были и такие, кто потребовал вернуть им деньги за купленные билеты. Хотя деньги, по справедливости, должны возвращать нынешние владельцы малого зала, заглушившие волшебные звуки «Нормы» и даже не захотевшие уменьшить громкость динамиков малого зала. Такие, мягко говоря, накладки, происходят уже не первый раз. Они показывают истинные, коммерческие интересы руководителей ТКЦ. Людмила Монастырская, которая объездила весь мир, по достоинству оценила культурный потенциал Харькова и своих коллег по сцене. Но свое разочарование этим инцидентом скрыть не могла.
НАСЛЕДНИЦА СЛАВЫ СОЛОМИИ КРУШЕЛЬНИЦКОЙ 
Однако вернемся к премьере оперы, которая никогда раньше в Харькове не ставилась и явилась примером небывалого ажиотажа зрителей — слушателей. Думаю, что тут мы столкнулись с результатами дефицита ярких впечатлений от произведений высокого искусства. Конечно, в Харькове постоянно звучит хорошая музыка, но до европейского и мирового уровней исполнения она не всегда дотягивает. К тому же настоящие, а не искусственно названные звездами певцы и музыканты тоже сейчас редкость. Они уникальны, и потому представляют собой национальное достояние. Такова сегодня Людмила Монастырская, которую сопровождает в наши дни слава, подобная выдающейся дочери украинского народа Соломии Крушельницкой — для нее готов был писать оперы сам Джакомо Пуччини.
Когда вокалисты такого уровня поют музыку, рожденную два века назад, вспоминаешь и о том, что человечество за это время сделало большой рывок в физическом и техническом развитии. В начале ХIХ века люди не могли поднять над собой вес в 200 килограммов или прыгнуть на двухметровую высоту. Жителей земли тех времен сегодня поразили бы наши рекорды в физическом прогрессе. Как нас поражают невиданные технические трудности вокальных партий двухсотлетней давности и их сохранившаяся духовная красота. Отсюда еще один вопрос — как в наши дни воспитать певцов, которые могли бы воссоздать великие образцы исполнительской культуры и при этом сохранить ее национальное своеобразие?
Творческая биография Людмилы Монастырской дает ответ и на этот вопрос. Ее учителями были в разные годы брат и сестра Иван Паливода и Диана Петриненко. Причем первый в истории остался больше как педагог (и наследник вокальной школы знаменитого украинского тенора А. Мишуги, получившего образование в Милане). А вторая блистала как исполнительница украинского репертуара и передавала свой богатый опыт многочисленным ученикам в Киевской консерватории (ныне Национальной музыкальной академии).
Когда распахнулись двери перед нашими певцами в зарубежных оперных театрах, многие уехали туда безвозвратно. О них мы слышим только изредка. Л. Монастырская прочно сохраняет за собой должность ведущей солистки национальной оперы Украины и в то же время регулярно выступает на лучших мировых сценах. Надо сказать, что и ее партнеры-харьковчане в этот вечер были представлены наилучшим образом. Причем многие из них изъездили Европу вдоль и поперек с гастролями и концертами.
Заслуженный артист Украины Алексей Сребницкий (Поллион) много прибавил за годы работы в Харьковском театре. Его тенор звучит уверенно, крепко, эмоционально. Спектакль с участием Л. Монастырской приезжал послушать его отец, в прошлом солист Днепропетровского оперного Эдуард Сребницкий, хорошо известный харьковчанам и всем, кто любит оперное искусство. В свое время он тоже пел Поллиона с молдавской оперной труппой, где блистала Мария Биешу. В харьковской «Норме» идеально сливались голоса именитой гастролерши и солистки харьковской труппы Натальи Матвеевой (Адальжиза). Андрей Даценко (Оровез), Роман Гордеев (Флавий), Анна Помпеева (Клотильда), несмотря на небольшой объем партий, были очень выразительны в ансамбле исполнителей. Порадовал и хор, подготовку которого главный хормейстер, заслуженный деятель искусств Украины Алексей Черникин поручил молодой коллеге Светлане Кривич. И, наконец, народный артист Украины Хобарт Эрл из Одессы смог сбалансировать звучание симфонического оркестра Харьковского национального академического театра оперы и балета им. Лысенко так, чтобы компенсировать все те помехи, которые испытывали солисты при звуковых «атаках» из малого зала. Будем надеяться, что этот отрицательный опыт тоже послужит всем уроком. А главное, поводом для беспокойства за будущее нашего театра.