24 и 31 марта в ХНАТОБе очередная оперная премьера — «Отелло» Дж. Верди. И хотя для харьковчан это название на афише знакомое, в спектакле будет все по-новому. Главное же, исполнительница роли Дездемоны Мария Максакова, которую на оперной сцене харьковчане никогда не слышали. Слово постановщикам и будущей Дездемоне.

Армен Калоян, главный режиссер 
— «Отелло» Дж. Верди — это опера о слепой любви и слепой ревности, о том, как сильные чувства могут сделать хорошего человека беспомощным перед подлостью. Трагедия Отелло в том, что он слишком доверчив и не видит черной зависти Яго, сверхзадача которого — месть. Дездемона же настолько сильно любит Отелло, что не верит в его ревность. В результате два человека, искренне любящие друг друга, погибают, а в победители на время выходит негодяй Яго. Это очень тонкая драматургически опера, которая максимально точно передает основную идею своего литературного первоисточника — пьесы У. Шекспира. В новой постановке зрители впервые увидят на харьковской сцене полную версию оперы. В художественном оформлении спектакля будет представлено совмещение традиционных, во многом условных декораций с символичным видеоконтентом, который чаще всего призван подчеркивать, визуализировать внутреннее состояние героев.
 
Дмитрий Морозов, главный дирижер 
 
— Опера «Отелло» Дж. Верди — шедевр. Он о великой любви, о страшной буре, которую может породить в душе человека сомнение, о зависти и подлости, которые порождают противостояние Героя и Антигероя. При постановке оперы очень важно понимать, с каким жанром мы имеем дело. В данном случае перед нами не драма, а именно трагедия, ведь здесь присутствует ее основной жанровый признак: нелепость смерти главных героев. Хоть Дж. Верди и его достойный соавтор, либреттист А. Бойто вслед за У. Шекспиром и называют свою оперу «Отелло», парадоксом становится то, что в опере всего два сольных номера, и они характеризуют совсем не главного героя, а его окружение — подлого Яго и чистую Дездемону. Таким образом, перед нами практически уникальный пример характеристики главного героя через его окружение, которое и подталкивает его к роковому решению. Эта опера уникальна и потому, что ее стиль находится на грани позднего романтизма, веризма и экспрессионизма.
 
«Отелло» не идет ни в одном из оперных театров Украины. И я очень горжусь тем, что именно в Харьковском национальном академическом театре оперы и балета им. Н. Лысенко этот шедевр поставлен снова в том варианте, каким его задумал композитор. Ведь важность морально-этического посыла этой оперы сложно переоценить: она обращена ко всем влюбленным и призвана научить их контролировать свои эмоции и уметь распознавать зависть и подлость под маской дружбы.
 
 Мария Максакова, исполнительница роли Дездемоны 
 
— В Харькове я впервые. Впечатления замечательные и от города, и от театра. У вас подобралась удивительно доброжелательная руководящая команда, мне приятно работать с постановщиками. Меня покорил ваш главный дирижер Дмитрий Петрович Морозов. Это универсальный музыкант, хормейстер, органист, пианист, певец. Удивительное сочетание. С таким же удовольствием я работала в театре «Геликон» в дуэте с его братом, баритоном Петром Морозовым.
 
Дмитрий Петрович очень интересно анализирует любую роль спектакля. И я постараюсь вписаться в ту трактовку, которую уже предложили постановщики — он и Армен Мигранович Калоян. Но, конечно, у меня есть и «своя» Дездемона, которую я чувствую прежде всего по музыке Верди. Бывают роли, где допустимы разные трактовки, особенности интерпретации. Здесь же, в нотах все так музыкально и драматургически точно, что для экспериментов нет повода.
 
Для меня предстоит решить только одно: в какой момент Дездемона поняла, что обречена. Ведь до этого она как-то пыталась переубедить Отелло, доказать ему свою истинную невиновность. А вся линия роли ведет от огромной любви к отчаянию, когда невозможно ни убежать, ни смягчить ревность Отелло, ни его вразумить. Она борется, как может бороться чистая натура, не запятнав себя интригами и чрезмерными оправданиями. Она просто умоляет ей поверить…
 
Автор: Вера Мовчан