24 марта на сцене ХНАТОБа состоялся премьерный показ оперы Джузеппе Верди «Отелло».

На нем побывали студентки магистратуры Харьковского национального университета искусств Элеонора Максютенко и Наталья Масленикова. Публикуем их первые впечатления от спектакля.
 
Due tragedie 
 
Для харьковских слушателей спектакль обрел большую значимость благодаря участию в нем оперной дивы — Марии Максаковой. С нескрываемым интересом зрители заполняли зал, и казалось, что нет интриги большей в этот вечер, чем выступление солистки, однако гений итальянского композитора тоже умеет удивлять…
 
Почитавший творчество В. Шекспира Дж. Верди не раз обращался к его литературному наследию, пытаясь воплотить бессмертные сюжеты на оперной сцене. Так, и ранняя — «Макбет» и последняя опера мастера «Фальстаф» успешно воплотили истории английского драматурга, но вот опера «Отелло» стали переломной в творчестве композитора, ознаменовав поздний этап его деятельности. Лирический трагизм музыки Дж. Верди раскрыл в истории В. Шекспира не одну, а целых две трагедии — любовь, которая вызываает убийственную ревность, и любовь, которая порождает дьявольскую месть. Именно эти грани вердиевского «Отелло» постарались воплотить постановщики харьковского спектакля — Дмитрий Морозов (дирижер-постановщик), Армен Калоян (режиссер-постановщик), Надежда Швец (художник-постановщик) и Алексей Черникин (хормейстер-постановщик). Воплощая заданную самим композитором партитуру оперы, авторы постановки не нарушили течение известных всем событий «современным» прочтением. Минимализм декораций и слаженное хоровое звучание стали украшением спектакля и открыли возможность публике насладиться исполнением главных героев.
 
Яго 
 
С первого действия протагонистом в опере стал мичман Яго, который в исполнении лауреата международных конкурсов Александра Лапина (через два дня он получил давно ожидаемое звание «Заслуженный артист Украины») был неподражаем. Воплощая первую трагическую линию сюжета — человека, который ради любви к власти и силе готов пойти на коварное предательство, исполнитель своей артистической волей неожиданно расположил к своему герою весь зал. «В чём сущность нашей жизни? Кто мне ответит?» — поет Яго, и бархатный голос А. Лапина заполняет весь зал, а зрители понимают мотивы мстительного героя. Так же непринужденно и энергично Яго исполняет дуэты с Отелло, а к концу третьего действия торжеству и героя и исполнителя нет предела. Вместе с ним эмоции захлестывают аудиторию.
 
Отелло 
 
Участник двух трагедий — и любви, и мести, Отелло — заслуженный артист Украины Сергей Гонтовой, вначале казался не столь убедительным — не всегда вокальная подача отвечала эмоциональной наполненности героя. Тем не менее сдержанность образа нашла свое объяснение по мере развития интриги — чем больше ревновал Отелло, тем более исполнение солиста излучало мощную энергию. Самым убедительным оказался финал оперы, когда Отелло, склоняясь над Дездемоной, должен решиться на убийство. В этот момент С. Гонтовой сполна передал разнообразие чувств героя, лиризм смешался с агрессивным напором, и образ Отелло отчетливо и во всех гранях предстал перед зрителем.
 
Дездемона 
 
Главная женская роль спектакля в исполнении Марии Максаковой стала сенсацией вечера. Пребывая в волнительном ожидании финальной сцены, на протяжении всего спектакля не покидало ощущение легкости и непринужденности вокальной подачи. Столь проникновенного piano на харьковской сцене давно не звучало. Легендарная «Песня об иве и молитва Ave Maria заворожила весь зал: тонкость нюансировки смешалась с артистизмом героини, что наполнило исполнение особым драматизмом. Признанная певица и артистка, М. Максакова поразила виртуозным владением «воздушным» сопрановым верхним регистром, окончательно растопив сердца многих скептически настроенных слушателей.
 
Щедрость композиторского таланта Джузеппе Верди еще не раз будет удивлять слушателей, а исполнителей вдохновлять на неповторимые интерпретации. Важность харьковской премьеры «Отелло» сложно переоценить, ведь профессионализм и любовь к искусству всегда оставляет глубокое впечатление и дарит надежду, что классическая музыка будет всегда актуальной и наверняка еще преподнесет нам сюрпризы.
 
Элеонора Максютенко 
Фото: Александр ЧЕПАЛОВ
 

Оперная дива покорила харьковчан

 

После премьеры стало понятно, что главной ее интригой была не трагическая история с неизбежным финалом, а участие в спектакле Марии Максаковой. Бесспорно, она великолепна. Голос певицы звучал мягко, ровно, иногда, будто появляясь ниоткуда. Но звук иногда доносился не в полной мере, будто на репетиции. Не хватало полноты звучания, особенно в первых двух действиях. Но актерская игра оставалась на высшем уровне. Трепетная, любящая и беззащитная Дездемона Максаковой отстаивала правоту до последней минуты жизни, так и не доказав Отелло свою верность.
 
Совсем иной Отелло (заслуженный артист Украины Сергей Гонтовой). Он все время разный. То он нежно и страстно говорит о своей любви Дездемоне, то в ярости и ревности готов убить ее. И убивает, так и не поверив правде. Сергей Гонтовой сегодня, наверное, самый подходящий певец и актер на эту роль. Он выглядит представительно — высокий и статный, с широкими плечами и густой шевелюрой. Его партия как нельзя лучше выражала трансформацию настроений героя. Гонтовой доказал, что его голос может быть и необыкновенно лирическим, и страстно-драматическим. Редко, но ему не хватало полетности в высоком регистре, и тогда он звучал с излишним надрывом.
 
Наибольшее впечатление произвел Яго. Он коварен. Вся его сущность направлена на собственную выгоду. Он способен на все, и даже на убийство. Но чужими руками. Александр Лапин великолепно исполнил роль Яго, показав глубокий, насыщенный звук, свободу и убедительность движений, жестов, мимики.
 
И еще нельзя упустить, наверное, наибольшую проблему всех оперных сочинений — органичность звучания вокальных партий и оркестра. В различных ариях, дуэтах и хоровых номерах оркестр звучал сбалансированно. Но когда вокалистам не хватало дыхания, они невольно начинали отставать от размеренного движения музыки. Хотя это, конечно, недостаток вполне поправимый. И на следующем спектакле 31 марта, когда Мария Максакова вновь выйдет на сцену, его наверняка удастся избежать.
Наталья Масленикова