Конец марта ознаменовался важным культурным событием – премьерой оперы Дж. Верди «Отелло» на сцене Харьковского театра оперы и балета им. Н. Лысенко. Опера «Отелло» занимает особое положение как в творчестве ее создателя, так и в истории мировой музыки. В начале 70-х годов XIX века Дж. Верди был, без преувеличений, самым почитаемым композитором Италии. Из-под его пера один за другим выходили оперные шедевры: «Риголетто», «Трубадур», «Травиата», «Балмаскарад», «Сила судьбы», «Дон Карлос». И вот, в 1874 году, после написания вершинных произведений — оперы «Аида» и «Реквиема» — Дж. Верди внезапно покидает оперный небосклон на долгие 12 лет. Современники композитора выдвигали самые разные предположения о причинах этого загадочного явления, самой популярной версией (которую затем подхватили многочисленные исследователи творчества Дж. Верди) стала гипотеза о неприятии композитором новых тенденций в развитии оперного искусства. Однако в 1886 году великий Верди представляет на суд слушателей своего «Отелло», который с триумфальным успехом облетает все ведущие оперные сцены мира и до сих пор считается лучшим сочинением композитора и одновременно одной из величайших когда-либо созданных опер, в которой 74-летний композитор продемонстрировал совершенно новый стиль (Дмитрий Морозов, дирижер-постановщик харьковского спектакля, авторитетно определяет его как находящийся на грани позднего романтизма, веризма и экспрессионизма).

Львиную долю успеха «Отелло» обеспечивает высочайшее качество литературного либретто. Его автору, знаменитому драматургу и композитору Арриго Бойто, удалось создать текст, одновременно идеально подходящий для оперного спектакля и сохраняющий основные сюжетные линии и главную идею трагедии У. Шекспира. Несмотря на то, что «Отелло» до сих пор многие считают одним из лучших произведений Дж. Верди, на театральных сценах эта опера ставится реже по сравнению с другими его сочинениями. Во многом это связано со значительной сложностью оркестровой партитуры и вокальных партий, которые требуют от певцов, помимо идеального владения голосом, наличия огромного драматического таланта. В связи с этим мы можем по праву гордиться тем фактом, что подобная премьера состоялась именно на сцене Харьковской оперы (отметим, что больше ни в одном из театров Украины «Отелло» не ставят уже много лет!). И это событие состоялось благодаря совместным усилиям творческой группы постановщиков: Дмитрия Морозова (дирижер), Армена Калояна (режиссер), Надежды Швец (художник) и Алексея Черникина (хормейстер). Их замысел воплотили на сцене ведущие солисты театра: Сергей Гонтовой (Отелло), Александр Лапин (Яго), Роман Гордеев (Кассио), к которым присоединилась певица с уникальным голосом — Мария Максакова (Дездемона). Следует отметить, что первоначально Дж. Верди хотел назвать свою оперу «Яго», настолько значительную роль играет этот герой в драматургии оперы. Благодаря прекрасному голосу и яркой актерской игре Александра Лапина его герой действительно становится в опере главным — коварным демоном, противостоящим чистой и наивной Дездемоне (ее имя, по утверждению Дмитрия Морозова, означает «отрицающая демона»), образ которой в исполнении Марии Максаковой развивается от безоблачного счастья в первом действии до безумия в четвертом.

 

Вера Мовчан

Фото: Александр Чепалов

Источник: inform.kharkov.ua