МАРИУС ПЕТИПА — АКАДЕМИК БАЛЕТА
Конечно, никто уже не сможет показать нам спектакли Мариуса Петипа такими, какими они были полтора столетия и даже век назад.
Только на старых фото видно, как отличались костюмы и внешний вид персонажей от сегодняшних принцев, фей и других сказочных героев. А значит, другим был и сам танец. За Петипа на современных афишах в большинстве случаев следуют фамилии авторов новых хореографических редакций. Хотя реставраторы старого наследия пытаются по сохранившимся (увы, за рубежом) рукописным наброскам расшифровать пышное балетное зрелище императорского театра. Нам остается лишь верить им на слово.
В Харькове лучшие постановки Петипа связаны с мастерами петербургско-ленинградской балетной школы, которая всегда считалась основой балетного академизма. А сам Мариинский театр (в советское время Кировский) до сих пор назывют Домом Петипа. Именно там в 1890 г. состоялась премьера «Спящей красавицы» на музыку П.И. Чайковского. Спектакль был задуман как пышная феерия в стиле театральных празднеств Версальского двора при Людовике ХIV. К началу работы над новым балетом Чайковского Петипа было уже за 70, но он с неуемным юношеским пылом и фантазией принялся за работу.
Непосвященному его метод мог показаться детской игрой. На миниатюрной сцене, похожей, скорее, на шахматную доску, он переставлял фигурки танцовщиков, создавая совершенные по форме, гармоничные композиции и фиксируя их затем на бумаге. Но еще раньше Петипа составил подробный балетмейстерский план с указанием темпов, размеров и характера музыки каждого эпизода. Этого заказа Чайковский неукоснительно придерживался. И потому «Спящая красавица» была победой двух великих мастеров в области классического танца, энциклопедией которого она считается и по сей день.
60 лет прожил этот спектакль на сцене, давшей ему сценическую жизнь. Но его часто преследовали переделки в духе времени, далеко уводящие от оригинала. И лишь в 1952 году ленинградский балетмейстер и танцовщик К.М. Сергеев создал свою версию балетной сказки. Из Петипа он сохранил искусно сделанные массовые сцены, не отягощенные бытовой пантомимой, усилил танцевальную виртуозность, вернул спектаклю поэзию романтической сказки. А благодаря тому, что жена и партнерша Сергеева Н.М. Дудинская была харьковчанкой, этот замечательный спектакль был перенесен ими на сцену ХАТОБа.
Позже с таким же успехом прошел «Дон Кихот» Минкуса (хореография М. Петипа и А. Горского в редакции К.М. Сергеева). Н.М. Дудинская поставила для наших танцовщиков виртуозное гранд-па из балета Петипа «Пахита». Вскоре появился на харьковской сцене одноактный балет «Привал кавалерии». И оказалось, что Мариус Иванович был не только мастером больших симфонических балетов, но и создателем веселых представлений в духе французских водевилей. Через много лет вернулась на харьковскую сцену и «Баядерка». Не сходит с афиш, особенно в новогодние дни, балетная сказка П. Чайковского «Щелкунчик», задуманная Петипа, но реализованная на сцене его соратником Л. Ивановым.
Балетный академик Петипа и сегодня с нами, он незримо присутствует на спектаклях Харьковского театра оперы и балета, и в этом смысле каждый спектакль с его хореографией всегда похож на экзамен.
Текст и фото со спектаклей
Александр Чепалов
Источник: inform.kharkov.ua