Исполнитель роли Отелло Сергей Гонтовой в 2014 году перешел в Харьковский театр из Донецка, не захотев работать в изоляции от своей страны. Что такое чужое военное присутствие, артист знает не понаслышке, по службе в Афганистане, хорошо понимает кодекс чести, важнейший для его героя. Яго — Александр Лапин принадлежит к более молодому поколению. Разносторонне одаренный творческий человек, за последние годы ставший настоящим любимцем публики. Он артистически и вокально свободен, справляясь с любой оперной партией — от светского красавца Онегина до зловещего, как паук, Скарпиа в «Флории Тоске». Роли злодеев у него многомерные, сложно выстроенные и наделенные неотразимым «отрицательным обаянием». Таковым получился и дьявольски изобретательный Яго, который, мстя Отелло, дуплетом метит в Дездемону. А спасения от яда недоверия и злобного предательства человечество не изобрело ни до Шекспира ни после Верди.
В таком взаимодействии с партнерами и личностями Максакова искала «свою» Дездемону, задумываясь прежде всего над тем, в какой момент ее героиня поняла, что обречена: «Линия роли ведет от огромной любви к отчаянию, когда невозможно ни убежать, ни смягчить ревность мавра, ни его вразумить. Дездемона борется, как может бороться чистая натура, не запятнав себя интригами и чрезмерными оправданиями. Она просто умоляет ей поверить... Я говорю сейчас словами Дездемоны, но психологии жертвы не люблю», — призналась М. Максакова.
Такой подробный действенный анализ роли и тщательная вокальная подготовка (Максакова берет уроки у знаменитой оперной певицы и педагога Марии Стефюк) дали свои плоды. Сопрано убеждает слушателей в самых сложных местах партитуры, а особенно в чарующих piano лирических эпизодов и достигает в финале трогательного и трепетного звучания. Но Яго в харьковском спектакле торжествует, он безжалостен и не дает надежды, что следующая жертва подлости ему подобных выживет в поединке с дьявольскими кознями.
Когда-то наш земляк Анатолий Эфрос, поставив шекспировского «Отелло», объяснял свой замысел так: «Я хотел показать, что может сделать негодяй с интеллигентным человеком». Финалы «Отелло» (и оперы, и пьесы) могут быть самыми неожиданными. Так, в лондонском театре «Глобус», точной копии шекспировского театра XVI века, спектакль заканчивается тем, что чернокожий артист, играющий Отелло, приставляет к телу Дездемоны заряженный арбалет и спускает курок. После самоубийства мавра кровать с ним и его жертвой перетягивают в центральный проем сцены, а в конце все без исключения персонажи танцуют веселую жигу... Да, конечно, театр это только имитация жизни. Но разве мало он дает поводов для размышлений и сравнений?