О своем любимом оперном искусстве, жестоком мире шоу-бизнеса, черном пиаре от Ёлки и о том, почему басам на сцене особенно везет, рассказывает солист Харьковского национального академического театра оперы и балета/Схіd OPERA Сергей Замыцкий.

— Для разминки — первый, классический вопрос: как Вы стали певцом?
 
— Да это не сразу произошло. В семье у меня музыкантов нет — я пока первый и единственный. До 19 лет пел под гитару песни друзьям, пока соседка не сказала маме: «А у Вашего сына — талант!» И после этого впервые задумался о необходимости учиться. Моим первым преподавателем стал Иван Иванович Мартыненко, дирижер хора «Візерунок» при ДК ХТЗ и преподаватель Харьковской академии культуры. Через полгода пришел в академию культуры, но меня (за что экзаменаторам низкий поклон!) не взяли. А ровно через год я уже поступил на подкурсы в консерваторию, в класс замечательного педагога — Людмилы Георгиевны Цуркан, с которой мы подготовили множество оперных партий. Класс камерного ансамбля вела Диана Аркадьевна Гендельман — с ней я готовился к многочисленным камерным конкурсам. Так и началась моя музыкальная жизнь — и за все успехи, достигнутые в моей профессии, я искренне благодарен педагогам консерватории и оперной студии.
 
— Солист-вокалист — единственная Ваша профессия?
 
— Нет, согласно первому своему диплому — я автослесарь третьего разряда. Даже практиковался немного по этой специальности. Но при этом я настолько не люблю автомобили, что у меня даже прав нет. Мне больше нравится сидеть рядом с водителем. Для вождения я слишком эмоциональный человек. Мне проще на такси доехать.
 
— Вы — лауреат многих международных конкурсов. Какой из них был самым важным? Насколько вообще важны конкурсы для певца?
 
— Одним из самых серьезных и сложных конкурсов, в которых я участвовал, был «Янтарный соловей» в Калининграде: в 2008 году стал дипломантом конкурса, в 2012 — лауреа­том ІІ премии и приза зрительских симпатий. Это было огромное удовольствие и обмен опытом с исполнителями по-настоя­щему мирового уровня. Считаю, что конкурс — это и возможность самоусовершенствования, и признание твоего таланта.
 
— Вы принимали участие во втором сезоне масштабного телешоу «Большая опера», которое проходило в Москве в 2013 году. Как Вам жестокий мир шоу-бизнеса?
 
— Он оказался и правда жестоким. Меня выбрали среди более тысячи претендентов для участия в шоу. Но проблемы начались сразу. Дело в том, что организаторам так понравилась украинская песня «Підкручу я чорнії вуса» в моем исполнении, что они настояли на том, чтобы я пел ее на первом прослушивании перед судьями. Я пытался возражать: конкурс-то оперный! Остальные участники будут исполнять арии из опер, а я народную песню? Но организаторы ничего не хотели слушать, однако попросили не говорить судьям, что песню выбрали за меня. Случилось то, чего я опасался. Судьями были Тамара Синявская, Мария Гулегина, Людмила Максакова, Фабио Мастранджелло… И почти все они раскритиковали выбранное произведение, которое, конечно, смотрелось неуместно на фоне оперных арий. В этот момент огромную поддержку мне оказал ведущий проекта — Святослав Бэлза, человек высочайшей культуры и по-настоящему энциклопедических знаний. Он сказал при выключенных камерах, что песня была выбрана не мной. Так я, хоть и не в прямом эфире, рассказал о том, что уже несколько лет пою на профессиональной оперной сцене, поздоровался с Марией Гулегиной, на одной сцене с которой пел в Японии, пожелал всем самого доброго и ушел со сцены. Судьи были в растерянности, но ничего изменить уже было нельзя: эфир был записан. Однако организаторы проекта в качестве извинений предложили мне принять участие в Рождественском концерте участников проекта, на что я с удовольствием согласился.
 
— Вы принимали участие и в украинском Х‑факторе. Принесло ли это Вам какую-то пользу?
 
— Конечно! Я участвовал в первом сезоне шоу. Прошел отбор, приехал в Киев. Спел «Вдоль по Питерской», а дальше началось веселье. Судьи были кто? Игорь Кондратюк, Ёлка, рэпер Серега, критик Сергей Соседов. Самым приятным был последний — всегда поддерживал исполнителей, даже если у них что-то не получалось. Каждый высказался, но особенно выделилась Ёлка, которая сделала мне просто потрясающий черный пиар. Все, кто меня знают, видят, что я человек позитивный. И когда я слушал критику судей, как и всегда, улыбался. А Ёлка говорит: «Мне не нравятся искусственные улыбки, как у Вас». Это было забавно и одновременно принесло мне популярность: до сих пор люди пишут в соцсетях об этом, да и на улице подходят, говоря: «Это вас Ёлка в первом Х‑факторе критиковала?» Так что спасибо ей! А если серьезно, участвовать в шоу — это сложно. Тут по-настоящему потогонная система: конкурсанты сутками без сна, постоянно вынуждены учить новые песни, которых нет в их репертуаре. Представьте, Вы оперный певец, а Вам в три часа ночи дают эстрадную песню, о которой вы и слыхом не слыхивали, и петь ее нужно уже на следующий день. Поэтому везет тем, у кого хороший эстрадный репертуар, или кто увлекается такой музыкой. Был еще проект «Дети напрокат». Но это и вспоминать не хочется. 20 дней, 24 часа в сутки ты находишься под прицелом камер. Причем, когда произвольно монтируются вырванные из контекста эпизоды, — это очень неприятно…
 
— Нет желания еще поучаствовать в песенном шоу?
 
— Но это значило бы забросить театр минимум на полгода, а это невозможно. Может быть, просто приду на прослушивание, повеселюсь — спою Sex bomb или Du hust группы Rummstein…
 
— Кстати, о веселье на сцене. Первое впечатление о встрече с Вами — Вы выступали в роли конферансье на новогоднем концерте в консерватории. От Вас исходил огромнейший заряд позитива!
 
— Это был прекрасный концерт! Мне очень нравится роль конферансье. Периодически возвращаюсь к амплуа ведущего. Самое масштабное мероприятие, которое мне приходилось вести, — это первый фестиваль «Співочі тераси». На нем выступали и «Вопли Видоплясова», и много хороших этно-коллективов. Это огромный опыт быстрой мобилизации, потому что часто не все идет по заранее продуманному плану и нужно и время потянуть, и заполнить паузу — в общем, вдохновенно импровизировать. Этот опыт много мне дал, по крайней мере для раскрепощения, для лучшего ощущения сцены.
 
— Глядя на Вас в концертных выступлениях, в роли конферансье, в жизни, наконец, мне всегда казалось, что Вам идеально подойдут роли позитивных, комических персонажей. И каково же было мое удивление, когда первая роль, в которой я увидела Вас на сцене Харьковской оперы (и, признаюсь, не сразу узнала!), — это была роль негодника Галицкого в опере А. Бородина «Князь Игорь»!
 
— О, это для меня знаковая роль — я пел Галицкого в Харькове (это была моя первая партия на сцене Харьковской оперы), Одессе, Минске, Днепропетровске, Японии. На самом деле я не считаю себя комиком. Если людям нравится, как я исполняю комедийных персонажей, — это хорошо. Но мне нравятся разные роли, чем сложнее, тем лучше. Мне хочется в каждом образе найти максимум оттенков, заложенных композитором. А для этого лучше подходят сложные драматические образы.
 
— В Ваших ближайших планах именно такая роль?
 
— Да. Сейчас я взвалил на себя огромную ответственность — готовлю партию Бориса Годунова в одноименной опере М. Мусоргского. Царь Борис в любом варианте — это шедевр, роль в котором невозможно сделать за неделю, за месяц. На нее можно потратить не месяцы, а годы. Выходить на сцену в этой партии после Николая Петровича Коваля (Царствие Небесное!), которого я считаю одним из гениальнейших исполнителей этой роли, особенно сложно. Борис, по сути, появляется в опере всего дважды — в начале и в конце. А между этими ключевыми точками должен незримо присутствовать на сцене. Это то, что удавалось делать Ковалю. Когда я работаю над ролью, то всегда смотрю разные трактовки: разные спектакли, певцов. У кого-то вполне можно поучиться, найдя в результате собственное прочтение.
 
— Вы часто выступаете в концертах. Продолжите ли Вы радовать зрителей в следующем сезоне?
 
— Обязательно! Камерная программа у меня большая — за годы работы накопилось много произведений — вокальные циклы, романсы. А еще я очень хочу исполнять в концертах произведения современных харьковских композиторов: Владимира Птушкина, его ученицы Нины Кальной, Виктора Мужчиля, Ирины Альбовой, Эдуарда Ляшенко. С удовольствием исполню и хорошие сочинения других ныне живущих композиторов — уверен, таких произведений очень много!
 
— Вы всегда очень стильно одеваетесь. То же — с прической. Нет ли у Вас желания стать лицом какой-то модной коллекции?
 
— С удовольствием! Как только позовут — похожу по подиуму, приму участие в фотосессии. Я вообще очень люблю фотографироваться. Насчет стиля в одежде — я его называю «эклектичная неэклектика». Артист должен хорошо выглядеть всегда! Мне действительно нравится делать каждый образ на сцене неповторимым, то же и в жизни: люб­лю современно одеваться и менять имидж.
 
— Вы в прекрасной спортивной форме. Откройте Ваш секрет.
 
— Был период, когда я весил 110 килограммов — после окончания консерватории, при том, что во время учебы всего 74. Потом, конечно, вернулся в форму. А сейчас Армен Мигранович (главный режиссер ХНАТОБа/Схіd OPERA. — В. М.) организовал в театре занятия для всех, кто хочет держать себя в форме. Очень полезно для здоровья, для дыхания. Актер вообще должен держать себя в хорошей форме, соответствовать исполняемой роли. Сейчас режиссеры стараются выбирать на главные роли красивых, хорошо сложенных артистов. Ведь зрители приходят не только слушать оперу, но и смотреть ее. Поэтому ведущие мировые артисты следят за собой. Басам, конечно, повезло — они поют, как правило, возрастные партии — отцов, королей, поэтому петь можно долго. Но если я почувствую, что уже не в состоянии хорошо петь — сразу уйду со сцены.
 
— Вы трижды выступали в Японии. Чем хороша Страна восходящего солнца?
 
— Да, очень люблю Японию. Первый раз приезжал туда с нашим театром, потом еще дважды по контракту. Пели мы на фестивале в префектуре Нагасаки, по вечерам давали небольшой оперный дайджест — «Кармен» Ж. Бизе за 25 минут, «Любовный напиток» за 45 минут… В Нагасаки нет оперного театра, многие плохо понимают этот жанр. Поэтому и решили начать с таких небольших дайджестов, и постепенно увлекли слушателей. Япония — уникальная страна, в которой все работает как часы. Кроме того, японцы работают всем коллективом, не считаясь ни с чем. Начальник может мести пол, стать официантом. Сначала он должен пройти всю карьерную лестницу – и только тогда становится хорошим руководителем.
 
— Есть ли у Вас хобби?
 
— Моим хобби всегда была музыка. И вдруг, полгода назад, меня потянуло снимать видео и фотографировать. Но все так же люб­лю связанное с театром, со сценой. Сейчас сделал на YouTube свой канал, повествующий о театре. Последний был посвящен тому, как за пять дней учил партию короля Рене в «Иоланте». Собираюсь продолжать, придумывая новые способы популяризировать любимое оперное искусство.
 
Интервью вела Вера Мовчан, кандидат искусствоведения 
Фото: Анастасия Запсельская, Елена Луценко, Александр Чепалов, Александр Шахматов