В жизни, в природе, на сцене. Быть добру!

Алла КОСАРЕВА Фото: из архива А. РАДИЕВСКОЙ
 

Их можно сравнить разве что с бабочками. Ведь в некоторых балетных партиях танцовщицы будто и вправду порхают над сценой. Все балетные артисты при выборе профессии прекрасно осознают: профессиональный век их недолог, трудиться нужно безумно много, а оваций в ответ всего пять минут — после удачного выступления. И снова… пахать и еще раз пахать, в танцевальном зале, у станка, конечно. Хотя у нас, в Харькове, признаться честно, живет и работает уникальная балерина, которая всем перечисленным выше трудностям смеется в глаза, будто бросает вызов. Об этом и другом пойдет речь в нашей беседе.

— Большинство харьковчан знакомы с именем Антонины Радиевской. Вы успешная балерина, заслуженная артистка Украины. В новом сезоне будете радовать нас не только удивительными проектами. Знаю, что Ваша жизнь как солистки ХНАТОБа несколько изменилась? Давайте по порядку.
 
— Харьковский национальный театр оперы и балета имени Лысенко готовит для харьковчан много нового в грядущем сезоне. Так, ценителей искусства ждет премьера балетного спектакля по сказке «Красавица и чудовище» в постановке французского хореографа Йохана Нуса. Харьковчане уже знакомы с его творчеством: в прошлом сезоне он поставил на нашей сцене балет «Маленький принц», тепло встреченный публикой. Еще зрители также увидят спектакли, успешно заявившие о себе в прошлом сезоне. Вновь, как ожидается, соберет полный зал балет «Собор Парижской Богоматери» Цезаря Пуни. «Схід OPERA» в октябре пригласит в Харьков на десять дней главных дирижеров всех национальных театров оперы и балета Украины, балетных артистов и вокалистов. В ходе этого своеобразного парада дирижеров каждый из них будет дирижировать оперным спектаклем из репертуара театра. К нам приедут такие звезды, как Андрей Писарев, артисты Национальной оперы — Екатерина Кухар, Александр Стоянов и Денис Недак. 
 
А лично в моей работе произошли изменения. Теперь я не только солистка, но и художественный руководитель балетной труппы, сейчас продолжаю танцевать и выполнять административные обязанности. Мне приятно, что руководство выделило меня и доверило такой объем работы.
 
— Вас поддержали коллеги?
 
— Вы знаете, вначале для меня было все это странно. Затем я поняла, как общаться с подчиненными, с кем как выстраивать отношения. Умные люди мне сказали, что пройдет неделя — и ко мне по-новому будут относиться. Я сама еще танцую. Многие сказали, что верят в меня, но мне нужно время, чтобы развернуться.
 
— Какими будут Ваши инновации? Какими качествами должен обладать администратор?
 
— В первую очередь не бояться ответственности, если провалилась постановка, то признай, ведь от этого никто не застрахован. На 2-м курсе обучения я уже вела спектакли, мои любимые педагоги Светлана Колыванова и Теодор Попеску всегда верили в меня. Теодор Константинович был прекрасным человеком. Их опыт мне пригодился, плюс я умею анализировать и хорошее и плохое, ибо в театре уже 20 лет, знаю каждый гвоздь в полу. Да и сейчас многие работники театра говорят: «Тонь, ну ты приди — и я помогу, подскажу!» 
 
— А кто-то до Вас совмещал работу солистки с руководством труппой?
 
— Нет, в Харькове я — первая. Ранее такой опыт был у Игоря Храмова из Львовской оперы. Хочу сказать, что мне в жизни попадались хорошие учителя. Игорь Валерьевич — особенный человек. Я познакомилась с ним, когда попала на гастроли в львовский театр, потом он звонит и по-отечески говорит: «Доця моя, ты хотела станцевать Жизель? У тебя неделя в запасе, у нас афиша готова, премьера будет!» И я пошла на дикие риски. Станцевав там, привезла педагогам домой видео, они посмотрели и сказали: «Ну что, малая, думали, будет хуже!» С того момента танцую Жизель постоянно. А еще храню в душе эти воспоминания, ведь эта роль мне тяжело досталась.
 
— У этой профессии век короткий, норматив есть, до каких пор нужно танцевать?
 
— Хотела бы так ответить. Я адекватно воспринимаю свои силы, мне хочется отработать 20 лет стажа. А еще я осознаю для себя, что нужно уйти в хорошей форме. И пусть скажут: «Она была техничной балериной, а не она дорабатывала свое!» У нас тяжелейший труд, а награда по сути 5 минут оваций — и все!
 
— А Ваши наставники что рекомендуют?
 
— Светлана Ивановна Колыванова — моя опора и наставник, я на ее опыт и на опыт Теодора Попеску ориентируюсь. Он когда-то повесил балетки — и все, но такие, как он, раз в 100 лет рождаются. Готовил солистов одного за одним, хотя бы взять мой курс — одни солисты, просто звезды. Я же совмещаю работу в театре с преподаванием в Высшем колледже культуры уже 8-й год, а до этого преподавала в лицее искусств.
 
А в целом получаю кайф от занятий с детьми. Я хочу, чтобы в будущем мои ученики затмили меня. И вообще, мой девиз: «В жизни, в природе, на сцене. Быть добру!».
 
— Вы замечаете талантливых детей, вот как Вас когда-то увидели?
 
— Да, могу педагогам сказать: «Давайте воспитывать, готовить того или иного ребенка чисто психологически». Сейчас наша задача — воспитать следующее поколение, нам замену.
 
Знаете, бывает человек со средними данными в такие звезды выбивается, и в буквальном смысле грызет станок.
 
А еще очень люблю фразу выдающегося Николая Цискаридзе. Он говорил, что сознание ведущего солиста должно быть как у киллера, настолько холодным по отношению к слухам и сплетням.
 
— Чем еще порадуете в этом театральном году?
 
— Помимо «Красавицы и чудовища», у нас театр должен поехать с фестивалем в Бельгию, и наш балет «Лебединое озеро» там увидят. Я работаю над постановкой «Ящик Пандоры», ее 
уникальность в том, что танцевать будут под прекрасную музыку Вагнера, у него есть произведения, которые идут без вокала. Мне нравился всегда миф о ящике Пандоры. Все время мысль была в голове, что можно совместить миф с музыкой Вагнера. Вот теперь работаем с Дмитрием Петровичем Морозовым — нашим главным дирижером, я у него тоже учусь администрированию, в нем есть необычайная руководящая сила. Все четко, конкретно и по факту излагает.
 
— А где планируете показать уникальную задумку?
 
— Пока не знаю, ведь в балетной среде — это серьезное событие, на музыку Вагнера никто не ставил пока. Премьера планируется в ХНАТОБе на январь, сейчас в труппе очень большая загрузка, мое желание — поднять молодежь и проявить себя. Но весь репертуар еще в процессе доработки. В марте порадуем еще одной премьерной постановкой «Квіти Катерини», она о жизни Катерины Билокур. Илона Гвоздева будет ставить, в августе она была здесь, провели пробные репетиции. Как профессионал она мне очень нравится — конкретна, прямолинейна. Ставит джаз-модерн, контемпорари, в неоклассику хочет уйти. Сотрудничать с таким хореографом нужно. Так у нас появится балет на украинскую тематику. Думаю, у нас должно все получиться. 
 
В рамках фестиваля «Схiд ОPERA», который будет проходить в октябре, как я упомянула, приедет еще один приглашенный солист, который будет танцевать Дон Кихота вместе со мной, это Андрей Писарев.
 
— Была ли у Вас возможность уехать за границу и там реализовать себя как балерина?
 
— У меня были предложения работать в Европе, но я не предам Харьков!