29 и 30 сентября в театре состоятся первые премьерные показы нового детского балета «Красавица и Чудовище» на музыку композиторов‑классиков по известной сказке, пережившей века. Интерес к спектаклю так велик, что назначены дополнительные вечерние спектакли, чем могут воспользоваться и родители маленьких зрителей — ведь этот балет предназначен для семейного просмотра. Вот что о нем рассказывают постановщики и организаторы театрального процесса.Олег Орищенко, генеральный директор — художественный руководитель Харьковского Нацио­нального академического театра оперы и балета им. Н. Лысенко/Схіd Opera. 
 
— Первая премьера сезона посвящается детям, но предназначена и для семейного просмотра. А сделана она интернациональным языком балета, который не требует перевода. Пополнится и обновится балетный репертуар для маленьких зрителей, который состоит у нас из замечательных сказок о Золушке, Щелкунчике, Спящей красавице, Коньке-Горбунке, Белоснежке, Снежной королеве и других увлекательных историй. Поэтому мы очень обрадовались, когда французский хореограф Йохан Нус, который поставил на нашей сцене замечательный балет «Маленький принц», ответил согласием на наше приглашение сделать еще один балет для детей и избрал для этого известную историю о Красавице и Чудовище.
 
Сказка раскрывает огромную силу люб­ви — способность видеть настоящую, внутреннюю красоту даже под маской внешнего уродства, стремиться к победе над смертью, способствовать моральному перерождению, вдохновить на героизм и самопожертвование — такие моральные уроки были, есть и будут всегда актуальными.
 
Известно, что для детей надо делать спектакли как для взрослых, но только лучше! Надеемся, что премьера, созданная при участии наших опытных мастеров — главного дирижера Дмитрия Морозова и главного художника Надежды Швец — и поддержанная активной заинтересованностью главного балетмейстера Светланы Колывановой и художественного руководителя балета Антонины Радиевской, войдет в число лучших спектак­лей нашего репертуара для детей. И со временем маленькие зрители присоединятся к числу взрослых почитателей оперного и балетного искусства.
 
Антонина Радиевская, художественный руководитель балета Схіd OPERA, заслуженная артистка Украины, балетмейстер-куратор, руководитель творческого проекта.
 
— «Красавица и Чудовище» — это прекрасная, поучительная история и одновременно яркий, захватывающий спектакль для детей всех возрастов. В балете много интересной музыки — как популярной, так и редко исполняемой, которая будет интересна и взрослой аудитории. Французского балетмейстера Йохана Нуса мы хорошо знаем по предыдущей постановке в нашем театре балета «Маленький принц». Хореография нового спектакля тоже очень разнообразна: в ней присутствуют классические и современные элементы — от простых танцев до сложных дуэтных па, от простых прыжков до виртуозных трюков. Кроме того, зрителей ждет много сюрпризов, например театр теней и настоящий полет на сцене! Постановщикам удалось создать яркие, запоминающиеся образы, которые точно сочетаются с музыкой и не оставят никого равнодушным.
 
Дмитрий Морозов, дирижер-постановщик, главный дирижер Схіd OPERA, лауреат международных конкурсов.
 
— К универсальности нашего спектакля располагает все: и сюжет, полный глубоких подтекстов, и разнообразная хореография, и, что для меня самое главное, великолепная музыка, которая подчеркивает непреходящую ценность этой истории на протяжении многих веков. В партитуре балета объединились сочинения эпохи барокко (музыка И. Баха, Й. Пахельбеля), классицизма (сочинения В. Моцарта), шедевры ХIX века во всем их разнообразии (опусы М. Мусоргского, Й. Штрауса, П. Чайковского, Л. Делиба, Ж. Оффенбаха) и музыка ХХ—ХХІ веков, например, «Юпитер, приносящий радость» из симфонической сюиты английского композитора Г. Холста или опусы французского мастера Э. Сати. Нам с Йоханом Нусом удалось создать музыкальную драматургию, отражающую все хитросплетения сюжета и характеры героев. Сложилось прекрасное взаимопонимание с французскими коллегами, и я уверен — сказочный балет «Красавица и Чудовище» станет украшением нашего репертуара.
 
Надежда Швец, художник-постановщик, заслуженный художник Украины, главный художник театра.
 
— «Красавица и Чудовище», по моему мнению, — это сказка сказок, это одна из самых серьезных историй в мировом искусстве. Для меня основная тема в ней — что же такое настоящая красота. Можно вспомнить в этой связи Николая Заболоцкого и его стихотворение «Некрасивая девочка»:
 
А если это так, то что есть красота 
И почему ее обожествляют люди?
Сосуд она, в котором пустота, 
Или огонь, мерцающий в сосуде?
 
Так и в этой сказке: внешняя красота Принца не поддержана его внутренней воспитанностью, и потому высшие силы карают его за гордыню и нарциссизм. А когда он находится в образе Чудовища и страдает от одиночества, герой осознает свои ошибки, а исправить их может только любовь, только самопожертвование Красавицы. Моим желанием было как можно дальше отойти от штампов, создать абсолютно оригинальное сценическое оформление, которое не будет повторять ни одну из существующих постановочных версий. На сцене будут происходить удивительные метаморфозы: в мире мечтаний и чудесных превращений возможно все: любой красавец может оказаться чудовищем и наоборот. В нашем спектак­ле оживут предметы, отражения в зеркалах, где видны то звездное небо, то образы Красавицы и Чудовища, то уютное французское село. Кулисы будут представлять собой сложные переплетения веток, корней — своеобразное волшебное дерево, или, если хотите, древо познания, из веток которого сплетается волшебная рама, выполненная в стиле великого зодчего Антонио Гауди.
 
«Красавица и Чудовище»: из истории сказки и ее сценических воплощений
 
Сюжет «Красавицы и Чудовища» принадлежит к кругу вечных в мировой культуре. Один из первых его образцов — знаменитый древнегреческий миф об Амуре и Психее. Похожие истории существуют в китайском, французском, немецком, индонезийском фольклоре. Как и любая история, которая имеет статус «вечной», «Красавица и Чудовище» содержит огромное количество глубоких смыслов, но в первую очередь она, конечно, о любви.
 
В «классическом» варианте эта знаменитая история появилась во Франции — первый ее вариант сделала писательница Габриэль-Сюзанн Барбо де Вильнов, второй — Мари Лепренс де Бомон. Наконец, в конце XVIII века эта история вошла в сборник «Сказки Матушки Гусыни» Шарля Перро и до сих пор ассоциируется с именем этого сказочника. С того времени история о Красавице и Чудовище ничуть не потеряла своей популярности: начиная с XVIII века и до наших дней на ее основе создаются многочисленные литературные опусы, произведения изобразительного искусства, театральные постановки (в основном это мюзикл), а с появлением кинематографа — кинофильмы и мультфильмы.
 
Первая балетная постановка появилась в далеком 1771 году и имела название «Земира и Азор» (как и большинство представлений того времени, она была сделана в жанре оперы-балета). Дальше были десятки постановок, из которых стоит назвать балет британца Уэйна Инглинга на музыку Вангелиса (Ковент-Гарден, 1986), постановку канадско-британского хореографа Дэвида Никсона на музыку французских композиторов XIX—XX веков (Израильский балет, 2013) и спектакль француза Тьерри Маландена (Королевская опера Версаля, 2015). Харьковский оперный театр первым в Украине обратился к балетному жанру, воплощая на сцене эту удивительную историю.
 
Вера Мовчан и Александр Чепалов, фото: Александр Шахматов
Источник: izvestia.kharkov.ua
 

 
Из досье «Харьковских известий»:
 
Йохан Нус, хореограф-постановщик (Франция). 
Начал обучение классическому танцу в пятилетнем возрасте. После окончания факультета экономики в университете Нанси вернулся к творческим профессиям исполнителя и постановщика. Работает как в классическом, так и в современном стилях. Йохан Нус как хореограф воплощает на сцене разные музыкальные проекты: «Русалочка» в концертном зале «Олимпия» (Париж), «Волшебное Рождество» во Дворце конгрессов (Париж), «Музыкальный Пробег по Галлии Астерикса» в театре Елисейских Полей (Париж), «Девочка со спичками» в театре Пале-рояль (Париж), «Питер Пен» в театре Бобино (Париж).
Получил приз зрительских симпатий за постановку спектакля «Фрида» в знак памяти и уважения к художнице Фриде Кало. Й. Нус был консультантом по хореографии парада в честь 20‑летия Парижского Диснейленда, а также тренером и хореографом в передачах «Невероятный талант Франции» (на канале М6), «Арабский талант» (на канале MBC4), «Новая звезда» (на канале D8), «Знаменитый Танец» (на канале E! Entertainment), «В поисках» (на канале W9), «XFactor» (на канале Rustavi 2), а также «Арабский идол» (на канале MBC1).
Недавно Йохан Нус поставил спектакли в оперных театрах Реймса и Тулона, «Скрипача на крыше» в театре Авиньона и оперном театре парижского предместья Масси, «Аладдина» и «Мадиба» в театре Комедии. Он участник музыкальной группы «Ménilmontant», сотрудничает с продюсерским центром Sonyclassique. Йохан, в том числе, был хореографом «TwistedVegas», шоу WestgateTheater и «MagicalDream» на Планете Голливуда в Лас-Вегасе.
В 2016 году осуществил постановку мюзикла «Timéo» в Казино де Пари. Автор хореографии балета «Маленький принц» в Харьковском национальном театре оперы и балета им. М. Лысенко. В 2018 году поставил «Шербурские зонтики» для PBA, «Wonderfull Town» для Тулонской оперы «Том Сойер» в Театре Магадора, а также «C’était quand la dernière fois» в Театре Тристана Бернарда. В том же году был номинирован в категории «Лучший хореограф» на музыкальном конкурсе Trophée de la Comédie.
В ближайшее время Йохан готовится воплотить в жизнь международную версию спектакля о Нельсоне Манделе «Мадиба» в Австралии, а также «Into the woods» для Clé des Chants. Являясь участником вокальной группы Menilmontant, Йохан Нус подписал контракт с продюсерским центром Sony и руководит танцевальной секцией Международной академии музыкальной комедии в Париже, а также участвует во многих престижных мероприятиях во Франции и других европейских странах, снимается в видеоклипах.