БАЛЕТ – ИХ ВДОХНОВЕНИЕ, ПРОФЕССИЯ И СУДЬБА
Ведущие харьковские балерины, солистки ХНАТОБа им. Н.В. Лысенко Антонина Радиевская и Алена Шевцова скоро, с разницей буквально в несколько дней, отметят творческие юбилеи – они работают на харьковской сцене вот уже 20 лет.
30 января А. Радиевская исполнит главную роль в своем бенефисном спектакле «Собор Парижской Богоматери», а 2 февраля бенефицианткой будет Е. Шевцова - она выступит в партии Китри («Дон Кихот»).
У творческих юбиляров в чем-то похожие судьбы – обе харьковчанки. Обе учились в свое время в Харьковском училище культуры (класс народных артистов Украины С.Колывановой и Т. Попеску), а затем получили высшее образование в Харьковской государственной академии культуры. И в юношеские, и в более зрелые годы не раз становились лауреатами и дипломантами разных балетных конкурсов. Много гастролировали по миру как в составе харьковской балетной труппы, так и индивидуально. Обе одновременно получили почетное звание заслуженного артиста Украины. Но на этом сходство этих мастеров сцены, пожалуй, и заканчивается. У каждой артистки — своя яркая индивидуальность.
С балериной Антониной Радиевской читатели «Харьковских известий» хорошо знакомы. В том числе по большому интервью, которое она дала газете перед вступлением в должность художественного руководителя балета осенью прошлого года. А вот с заслуженной артисткой Украины Аленой Шевцовой наши читатели знакомы меньше, поэтому мы попросили рассказать ее о своем творческом кредо, любимых партиях и успехах… в фехтовании.
- Сейчас Вы – прима-балерина одного из крупнейших театров Украины, постоянно выступаете на известных сценических площадках Европы... Вы чувствовали себя звездой уже во время обучения в Харьковской хореографической школе?
- Знаете, я даже рада, что в ХХШ не была ведущей танцовщицей детского балетного театра. Я не была избалована тепличными условиями. На мой взгляд, успех несет в себе несколько составляющих. Родители наделили меня уникальными хореографическими данными (спасибо им!), мои прекрасные педагоги передали мне бесценные знания, полученные ими от своих наставников, - вечная им благодарность! А то, что зависит от меня самой - приложенные усилия - это мой личный вклад. Харьковская хореографическая школа закалила меня в профессии и заложила необходимую базу классического, характерного, народно-сценического, историко-бытового танцев. А также теоретические основы истории развития балета и театрального искусства, основы художественного и музыкального образования, которые и сейчас получают учащиеся ХДХШ. Импровизационность современного танца я осваивала уже самостоятельно, изучая джаз, джаз-фанк, хип-хоп и другие танцевальные стили и направления, продолжая образование в Харьковском училище и Академии культуры. Мне интересен танец в разных стилях своего проявления.
- Что для Вас самое важное при работе над образами Ваших героинь?
- Я всегда вспоминаю слова моего педагога народного артиста Украины Теодора Константиновича Попеску: «Техника должна служить мастерству, потрясающему перевоплощению артиста в роль, искусству, а не ремеслу». Действительно, одной лишь техники недостаточно. Зритель придет в следующий раз и захочет увидеть не три, а четыре пируэта, дальше восемь и так далее. Но запомниться и зрителям и артистам должны лишь вдохновение и эмоции, испытанные от пережитого на сцене. На мой взгляд, гораздо интереснее, когда артист погружается в историю своего героя, пластически выражая музыку, передает замысел режиссера-хореографа – творца спектакля, заставляя сопереживать своему герою каждого зрителя в зале. Из хореографических pas, на первый взгляд универсальных, я стараюсь создать уникальный хореографический рисунок для каждой моей партии, который помогает наиболее точно раскрыть характер моих героинь. Сейчас мою репетиционную работу возгла́вляет потрясающий профессионал и любимец зрителей театра нашего города, Михаил Васильевич Беззубиков, заслуженный артист РСФСР, а контроль качества спектаклей моего репертуара постоянно происходит благодаря главному балетмейстеру театра, почетному гражданину Харькова, народной артистке Украины Светлане Ивановне Колывановой.
- Какая роль была для Вас первой на сцене Харьковского национального академического театра оперы и балета?
- Все началось с партии Избранницы в «Весне священной» И. Стравинского. Затем были Жизель в одноименном балете А. Адана, Никия в «Баядерке» Л. Минкуса, партия Одетты-Одиллии в «Лебедином озере», Фея Сирени и Аврора в «Спящей красавице» П. Чайковского, Кармен в одноименном балете Ж. Бизе — Р. Щедрина, Медора из спектакля А.Адана «Корсар», Китри в «Дон Кихоте» Л. Минкуса – всех и сразу не перечислить!
- Сейчас в Вашем репертуаре более 30 (!) ведущих партий в классических и современных балетных спектаклях. Есть ли среди них самые любимые?
- Дело в том, что мои героини разные как спектр света: женственная, неотразимая Кармен, верная Сольвейг, нежная Жизель, Шехерезада, Барышня, Диана, огненная Китри, царственная Снежная Королева, или, например, фокинский Лебедь на музыку Камиля Сен Санса... И, что характерно, нелюбимых среди них нет! Если у меня душа не лежит к роли – я за нее просто не возьмусь. Ведь зрителя невозможно обмануть: артист как на ладони в пространстве сцены! И очень заметно, когда партия героя получается по-настоящему живой...
- Важность сценического партнера для балерины сложно переоценить...
- Это правда. Мне очень повезло во встречах с партнёрами на творческом пути: я начинала танцевать ведущие партии, когда на сцене театра блистали метры и примы, легенды украинского балета. Меня вводили в репертуарные спектакли потрясающие партнеры: заслуженный артист Украины Алексей Бураков, Эдгар Ананян, Анатолий Казацкий. Я вела спектакли с приглашёнными танцовщиками других ведущих театров Украины и мира. И сейчас я рядом с яркими, одарёнными личностями выхожу на сцену. Это очень вдохновляет! Я бы сказала, придаёт живую нотку драйва и ведущим солистам и артистам, выходящим на сцену, а меня мотивирует не останавливаться на достигнутом. Не хочу кого то выделять. Очень ценю, уважаю и восхищаюсь этими сильными мужчинами-танцовщиками!
- Насколько важен для Вас контакт со зрителями во время спектакля? Думаете ли Вы о реакции зала или полностью сосредоточены на роли?
- Я всегда чувствую пульс зрительного зала, своего рода натянутый нерв между артистом и зрителями. С огромной теплотой я вспоминаю выступления на сценах театров Германии, Испании, Франции и Бельгии, Великобритании – бурные овации, цветы, автографы, интервью, положительные отзывы прессы... Потрясающее время. И сейчас чувствую большую ответственность, возложенную на меня педагогами, руководством родного театра и авторами бессмертных произведений современной и классической хореографии. Всегда неожиданно и очень приятно, когда зрители, встречая меня на улице, взволнованно благодарят. Я прекрасно осознаю, что у меня нет второго дубля на сцене, как и в жизни. И всегда с трепетной радостью возвращаюсь к родным и любимым харьковским зрителям. А выступать в родных стенах всегда намного ответственней. В ведь я не первый год нахожусь в луче внимания харьковской публики - людей, которых хочется радовать и дарить им свое вдохновение в каждом спектакле.
- Работа над каким спектаклем принесла больше всего сюрпризов?
- Постановка любого балета позволяет взглянуть на себя со стороны, открыть в себе новые грани, скрытые возможности, ресурсы, заставляет, что называется, выйти из зоны комфорта. Люблю это состояние. А насчет сюрпризов, вспоминается такой случай. В день премьеры балета «Колесо Фортуны» на музыку Мориса Равеля и Карла Орфа (уверена, одного из самых мощных спектаклей нашего театра), вдруг раздается звонок от Аллы Рубиной (хореографа-постановщика спектакля), которая настаивает на моем выходе на сцену в ведущей партии Фортуны. И не просто, а с мечом в руках! Я, разумеется, согласилась, и во многом благодаря главному режиссеру нашего театра – Армену Калояну, настоящему мастеру боевых искусств, у меня получилась отличная импровизация. Увидев меня перед премьерой с холодным оружием в руках, Армен Мигранович преподал мастер-класс, устроил upgrade Фортуны в фехтовании!
- Профессия балерины очень сложна, требует ежедневных тренировок и постоянного самоотречения. Вы никогда не жалели о сделанном когда-то выборе?
- Не жалела и не жалею. Да, бывает и такое, что эмоции и мысли накануне или после спектаклей не дают сомкнуть глаз. Но первые аккорды музыки, выход на сцену, аплодисменты благодарных зрителей, благоухающая атмосфера нежного разноцветья букетов – все это безумно вдохновляет! Так и возрождаешься, как тот самый феникс, каждое утро! Все что я делаю на сцене – делаю для зрителя. И мне это тоже дарит радость. Видимо, необходимо любить то, что делаешь и делать то, что любишь… По-другому никак.
Источник: Харьковские известия