Большая премьера: на сцене СХІД OPERА откроют "Ящик Пандоры"
СХІД OPERА (ХНАТОБ) представит уникальный творческий проект "Мистерии Пандоры". 23 и 24 февраля харьковчан зовут на мировую премьеру балета на музыку великого немецкого композитора Рихарда Вагнера, которая уже почти сто лет не звучала в полноценных постановках и исполнялась лишь изредка в концертных программах. Vgorode подсмотрел, как проходит подготовка к спектаклю. Приоткрываем для вас занавес... и загадочный Ящик Пандоры.
Зевс, Прометей и Пандора попадают в наше время
Что-то мистическое и завораживающее можно услышать в музыке Вагнера. В ней гармонично слились движения артистов, их образы и декорации на сцене. Солисты признаются, что музыка непростая и ранее использовалась во всем мире скорее для опер, чем балета, но они уже научились чувствовать ее.
Первое, что цепляет взгляд на сцене — огромный куб, на котором возвышается трон. Это и есть тот самый Ящик Пандоры с несчастьями и... бывшими жителями Олимпа, получившими человеческий облик. Да-да, артисты балета в буквальном смысле будут выходить на сцену из него и заходить туда же, перемещаясь во времени.
Зрителю предстоит встретиться с героями античных мифов. Среди них — Зевс, Прометей и красавица Пандора, которую слепили боги на Олимпе. Однако основное действие балета происходит в наше время, куда, собственно, и попадает угрожающий ящик.
В древнегреческих мифах сказано, что любопытная Пандора нарушила запрет и открыла загадочный ларец. Тогда беды обрушились на мир. Но в истории, которую представят на сцене СХІД OPERА, "надежда умирает последней". А по-гречески надежду зовут Эльпис. Самоотверженный юноша с этим именем тоже станет героем балетного повествования — их с Пандорой соединит великое чувство любви.
В балете "Мистерии Пандоры" Харьковского оперного театра задействована проекция
Необычный и амбициозный проект станет постановочным дебютом для заслуженной артистки Украины Антонины Радиевской, которая в прошлом году заняла должность художественного руководителя балета СХІД OPERА и является автором этой постановки. Либретто она создала в сотрудничестве с доктором искусствоведения, профессором Александром Чепаловым.
Автор спектакля "Мистерии Пандоры" — заслуженная артистка Украины Антонина Радиевская
Команда театра подготовила совершенно новый, эксклюзивный продукт, и надеется, что он станет своеобразной визитной карточкой СХІД OPERА и украинского театрального искусства.
"В истории мирового театра известны подобные эксперименты, но в Украине музыка Рихарда Вагнера впервые становится основой для полнометражной балетного спектакля. И это для нас большая ответственность и определенный риск, — говорит генеральный директор, художественный руководитель Харьковского театра оперы и балета Олег Орищенко. — Однако в окружении известных мастеров, творческих советников и педагогов наша молодая и очень талантливая балетная труппа сделала большой шаг вперед в освоении новой музыкальной стилистики".
Харьковский оперный театр приглашает на главную премьеру февраля
Спектакль задуман, по вагнеровским масштабам, как грандиозное действо с участием всей балетной труппы. На его подготовку ушло полтора-два месяца. И это весьма сжатые сроки для такой серьезной постановки, признаются в ХНАТОБе. Однако в успехе этой премьеры талантливые создатели балета уверены. Далее представляем их прямую речь.
"Если у меня картинка в голове танцует, значит этот проект состоится"
Антонина Радиевская, художественный руководитель балета Схід OPERA (ХНАТОБ), заслуженная артистка Украины
Мы решились взяться за такую серьезную работу и на данный момент я вижу, что у нас получается и артисты получают удовольствие. У меня есть такое правило: если картинка в голове танцует, то значит этот проект состоится. Но картинка менялась — что-то переделали, усовершенствовали.
Балетов на музыку Вагнера не существует, в Украине так точно. Потому что музыка достаточно сложная. Но она настолько многогранная, что за одно произведение можно показать столько чувств и эмоций... Работа с ней и артистам балета, и мне принесла огромное удовольствие. Надеюсь, что это почувствует и зритель.
Также для постановки создали специальный видеоконтент. Во время спектакля будет задействована проекция. А над костюмами трудился заслуженный артист Украины, солист Харьковской оперы Александр Лапин. Мне очень нравится работать с этим человеком — он креативный. А еще создает то, что существует у меня в голове. То есть, рисует с абсолютной точностью то, что я представляю. Костюмы более осовремененные, чтобы герои гармонично переместились в наше время.
Спектакль добрый. Мы хотели показать, что несмотря на то, что в мире существуют несчастья, беды и катастрофы, человечество продолжает развиваться, жить, любить. Вера, надежда и любовь — это те три основы, на которых держится вообще человечество. Вот какую основную мысль мы хотим донести.
"В Украине мы первопроходцы"
Дмитрий Морозов, главный дирижер СХІД OPERА (ХНАТОБ), лауреат международных конкурсов
В мире есть примеры существования балета на музыку Вагнера, а в Украине мы первопроходцы. Мы собрали около десятка его различных сочинений и скомпоновали это в единый спектакль, который имеет глубокий сюжет. Конечно, это — гениальная музыка, которая в таком количестве никогда не звучала в Харькове, да и не только в Харькове, думаю. Мы любим эксперименты и идем интересным путем для того, чтобы радовать своих зрителей.
В основу балета мы взяли такие сочинения: "Тристан и Изольда", "Тангейзер", "Золото Рейна", "Парсифаль", "Зигфрид", "Валькирия", "Фауст". Некоторые из них незаслуженно редко используются в концертных программах. А в сочетании с этим прекрасным хореографическим действом, я думаю, получится действительно интересный и очень зрелищный балет.
Оркестр Харьковского оперного театра исполнит музыку Вагнера
"В современной хореографии есть определенная свобода"
Ведущие солисты балета Алена Шевцова (Пандора) и Денис Панченко (Эльпис)
Алена Шевцова: Пандора была задумана Зевсом как само совершенство, настоящая леди — изящная, женственная, красивая, грациозная. И, в то же время, она невероятно сильная, потому что побеждает все злые силы. Но я бы хотела эту роль донести до зрителя как человечную, как вот такую душу, личность интересную. То есть, не божественное создание, а женщина, которая влюбилась. И для нее это приятные возвышенные чувства. Эта любовь и вдохновляет ее, даже когда уже нет сил и опускаются руки бороться.
Денис Панченко: Хорошая постановка, свежая. Музыка интересная, по-другому все передается. Время меняется, что тоже интересно. В современной хореографии есть определенная свобода, которой нет в других, классических спектаклях. Это прекрасно и большой толчок в развитии театрального искусства.
Зрителям покажут историю любви Пандоры и Эльписа
"Мой персонаж — олицетворение искушения"
Солист балета Алексей Князьков (Зевс и Антиквар)
Я исполняю две партии в спектакле — Зевса и Антиквара. Это один персонаж, но они находятся в разных временных промежутках.
Зевс просит создать Пандору и создает этот ящик, куда закладывает все негативное, коварное и злое. А потом переносимся на нашу планету и я появляюсь как Антиквар, прихожу с этим же ящиком, и он начинает подчинять людей своей воли. Пандора открывает его и выпускает наружу всю эту грязь. То есть, мой персонаж — олицетворение искушения, можно сказать, даже Дьявола.
Партия довольно легко мне далась. Музыка Вагнера неровная, есть свои особенности, к которым надо привыкнуть, но это — вопрос времени. Мы уже адаптировались к ней, все нормально.
Автор статьи, фото и видео: Алина Бычек/Vgorode
Источник: ВГороде