img039Одна из основных задач художника в театре - одухотворить пространство, в котором происходит сценическое действо. Привнести в эту трехмерную среду возможность, для наиболее чуткого зрителя, ощутить сопричастность к неким «мирам иным», к другим измерениям, явно не указанным в общей канве сюжета и содержания спектакля, увидеть даже в самой простой истории: трагической, комической, драматичной, некие другие грани того «магического кристалла», в котором фокусируется и преломляется глубинная суть явлений и вещей, вроде бы незаметных на первый, поверхностный взгляд. Особенно это важно в театре музыкальном, чьи формы обусловлены рядом необходимых составляющих, к которым относится и музыка и либретто и присущая этому жанру традиционность - неизменность выразительных средств.
Если в театрах драматическом или, допустим, кукольном, постановочная группа имеет более широкий горизонт возможностей для интерпретации и воплощения своего творческого замысла, - то в театре оперном эти задачи усложняются самой спецификой сценического исполнения: верности необходимым темпам, ритмам, драматическим акцентам прописанным в партитуре и выявляющим конкретную задумку авторов произведения - композитора, либреттиста, хореографа. Но в этих, якобы четких, «прокрустовых» рамках, в этой обусловленности и таится для художника, связанного с музыкальным театром, своеобразный вызов -притягательная проверка на силу личностных качеств, профессионализм самой высокой пробы и, конечно - на мощь фантазии, воображения, на всестороннюю художественную эрудицию и вкус.
Сочетание этих составляющих и показывают в полной мере степень таланта и значения художника в музыкальном театре. Думаю, что многие из этих качеств, если не все, в полной мере присущи Надежде Швец, которая уже четверть века является главным художником харьковского национального академического театра оперы и балета имени Н. Лысенко, и чей юбилей в эти дни мы отмечаем.
Надежда Швец родилась в Краснодаре, в семье военных врачей, детство провела в Таганроге, городе, навсегда и крепко связанном с именем великого писателя и человека А. Чехова. Здесь были получены первые навыки в непростом и небыстром обучении основам художественных практик, здесь же, по окончании Ростовского художественного училища имени М. Грекова, а также Санкт - Петербургского государственного института живописи, скульптуры и архитектуры имени И. Репина по специальности «искусствоведение», она начала путь художника-постановщика в Таганрогском драматическом театре имени А. Чехова. В своих первых спектаклях ей посчастливилось работать с гениальным материалом произведений Г.Лорки, М.Булгакова, А.Чехова, Т.Уильямса. Потом это творческое везение продолжилось на пьесах Ж. Ануя и А. Дюма в Днепродзержинском музыкально-драматическом театре и на "Кармен" Ж. Бизе в Днепропетровском театре оперы и балета.
Но основной и главной работой, можно сказать - делом всей жизни- стала должность главного художника харьковской оперы, на которую ее, талантливого и уже ярко заявившего о себе художника, пригласили в 1993 году. Быть «главным» в самом большом театре страны, на протяжении двадцати пяти лет, это значит руководить и координировать работу десятков, если не сотен людей, понимать и оперативно решать великое множество производственных задач, умело лавировать в непростых, причудливо переплетенных человеческих отношениях, присущих всякому театральному коллективу, наполненному творческой конкуренцией, амбициями, столкновением принципов и взаимодействием самолюбий... Вспомним М. Булгакова, устами героев своего «Театрального романа утверждавшего, что «бывают сложные машины на свете, но театр сложнее всего»... Для этого просто необходимо, помимо творческого дарования и художественного образования, обладать незаурядными личностными качествами, сильным характером, выносливой психикой, адекватно реагирующей на всякие стрессовые ситуации, форс-мажоры и авралы, которыми наполнен серьезный постановочный процесс. Нужно уметь брать на себя всю полноту ответственности за продуманные, а порой, молниеносно принимаемые, ситуативные решения, иметь ясное понимание того, чего ты хочешь как автор от каждого сегмента постановочной части и каждого конкретного работника. И при этом выстраивать с разными людьми, участвующими в общем деле, которым является любая театральная задача, доверительные, товарищеские отношения, работающие на совместное усилие - создание незаурядного, интересного, соответствующего стилистической органике произведения -спектакля. Спектакля, который запомнится зрителю, и на который захочется приходить снова и снова, открывая все новые смысловые и образные нюансы, заложенные художником - постановщиком, когда на сцене, в сочетании с замыслом режиссера, дирижерской и исполнительской музыкальной интерпретацией, разворачивается праздник для глаз и ума, поскольку иногда даже сдержанные, лаконичные решения в оформлении сценического пространства и костюмов более отвечающие духу некоторых произведений, вызывают радость понимания у серьезного вдумчивого зрителя.
Надежда Швец за свою долгую, плодотворную и разнообразную карьеру на поприще театрального художника осуществила постановку более 90 спектаклей. К этому стоит приплюсовать и массу других выполненных задач - оформление концертов и торжественных мероприятий, пластическое решение театрализованных действ на открытых пространствах.
Отдельно необходимо выделить ее мастерство и индивидуальность в создании театрального костюма. Такого разнообразия, масштабов роскошных решений в этой области можно только поискать. Её яркий, узнаваемый стиль сложно спутать с кем то иным, и в этой важнейшей части оформления спектаклей, так как сценография является лишь средой, пусть и одушевленной, но, в которой действуют живые артисты, будь то опера или балет, где каждый персонаж облачен в свой образ, выявленный и подчеркнутый оригинальным решением костюма, помимо предписанных необходимых элементов хореографии в балете и сцендвижения в опере. И в этом деле, требующем сочетания множества навыков, безупречного вкуса, знания стилистики и исторической периодики, и, конечно конструктивных особенностей любого одеяния, она по праву является мастером европейского и мирового уровня. На костюмы Надежды Швец можно просто смотреть как на выставочные предметы, любоваться, получать эстетическое наслаждение. Пишу это не ради дежурной комплиментарности, соответствующей событию, поскольку лично множество раз слышал восхищенные отзывы от незнакомых людей, лицезревших эту красоту.
Всякий театр, даже самый небольшой - это коллективное дело, где слаженное взаимодействие отдельных единиц рождает общий результат. За годы пребывания в своей должности Надежде Швец удалось создать, сплотить вокруг себя настоящую команду профессионалов, которая составляет постановочную часть самого монументального театра страны в прямом и в переносном смысле. Автор этих строк, проработав больше двадцати лет под её непосредственным руководством, многому у неё научившись и на собственном опыте узнав также непростую и захватывающую участь не только исполнительской, но и постановочной работы над спектаклями, знает о чем говорит. За многие годы в сугубо производственных и человеческих отношениях бывало всякое - и творческое взаимодействие и моменты недопонимания, неизбежные в театральной среде. Однозначно могу сказать то, что Надежда Швец или Надя, как мы все привыкли ее называть, - это человек, рядом с которым никогда не бывает скучно. Бывает весело, бывает трудно, но всегда интересно. Она удивительный собеседник, умеющий легко и непринужденно поддержать разговор, особенно на тему искусства, культуры, умеет пошутить и ввернуть острое словцо когда нужно, она умеет быть душой компании. И, в тоже время, по ее собственному признанию, является скорее интровертом, углубленным в свой внутренний мир, ибо все это самым непосредственным образом проявляется в её творчестве. Интеллектуальный подход в создании сценических решений (ведь за плечами серьезное образование искусствоведа и диплом театрального режиссера а также опыт работы в этой области), органически сочетается в ее обращении к рассматриваемому материалу, с интуитивным, основанным на, так называемом седьмом чувстве, предощущением спектакля. В этом смысле я не раз отмечал ее непростые отношения с некоторыми режиссерами, из тех что зациклены на формальном или «лобовом» решении спектакля. Н.Швец способна дать фору многим и по общей эрудиции и по глобальному образному мышлению в вопросах искусства, но зачастую смотрит глубже и шире чем тот режиссер, который видит в спектакле лишь драматургическую конкретику. Она буквально фонтанирует идеями, генерирует образы и смыслы, на ходу рождая семантический ряд, вереницу ассоциаций, создание образного строя спектакля. И если он ее по - настоящему захватывает, то это чем то напоминает поэтический процесс, и это немудрено - ведь поэтические строки возникают у художника периодически, и если бы она относилась к этому с меньшей непосредственностью, то могла бы состояться и как способный стихотворец. Особенно ярко проявляется все вышеизложенное на контрасте с теми «новомодными» театральными трендами, которые активно насаждаются в последние годы на различных театральных площадках в угоду засушенным и однобоким режиссерским концепциям, безликим сценическим конструкциям, и как следствие постепенным исчезновением той спецефической магии, которая возникает благодаря рукотворному труду театральной живописи, аппликации, работы с фактурой, волшебно проявляющейся при таинственном свете софитов.
Утилитарный образ компьютерного монитора, самоуверенно развернувшийся на проекционных экранах, наполненных беспорядочным и эклектичным видеоконтентом, выдавливает из сценического пространства истинную индивидуальность театрального художника, его право на собственный взгляд и метод.
Я сознательно не хочу останавливаться на разборе и оценке спектаклей Надежды Швец. Во - первых это задача для более объемного исследования, во вторых - пусть это сделают те, кому это интересно или профессионально необходимо. Я же хочу еще раз пригласить вас в наш театр - увидеть спектакли, составить собственное мнение об увиденном, прикоснуться к той незабываемой атмосфере которую способен дарить настоящий музыкальный театр.
И, напоследок, хочется еще раз поздравить заслуженного художника Украины Надежду Федоровну Швец с юбилеем, пожелать крепкого здоровья ей и её близким, сил и долгих лет плодотворной работы на ниве украинской культуры и искусства.

 

Денис Ковалев, член Харьковского отделения НСХУ
художник театра.