Оперный театр приглашает на… свежий воздух
О том, как сегодня живет старейший музыкальный театр Украины в пору коронавирусной эпидемии и как планирует свою творческую жизнь в преддверии нового театрального сезона, «Времени» рассказал генеральный директор Харьковского национального академического театра оперы и балета, заслуженный деятель искусств Украины Олег Орищенко.
Трудная судьба «Спартака»
— Олег Владимирович, с какими проблемами ныне столкнулся театр и что предпринимается для достойного выхода из них?
— Есть определенные сложности в проведении спектаклей и репетиций, но независимо от того, когда нам разрешат открыть двери для зрителей, мы разработали определенный алгоритм. В данной ситуации будем использовать не основную сцену, а открытую площадку в торце здания оперного театра. Сейчас приводим её в порядок, чтобы с 10 июля показывать здесь спектакли и концертные программы. Естественно, с соблюдением всех санитарных норм, чтобы обеспечить безопасность артистов и зрителей. Между прочим, уже теперь при входе в театр стоят емкости с антисептическим раствором для обработки рук и одежды.
Пользуясь случаем, приглашаю все харьковские театры, заинтересованные в раскрутке своего творческого продукта, использовать нашу открытую площадку. Кстати адаптироваться к этой сцене драматическим театрам будет гораздо проще, чем музыкальным.
— А в чем трудности для исполнения на ней музыкальных, в том числе ваших, спектаклей?
— Нашим операм и балетам необходима живая музыка, а для этого надо разместить пятьдесят музыкантов, иметь место для хореографических номеров, солистов и хора.
— Программы камерного зала «Маэстро» вписываются в эти рамки?
— Нет, такое искусство не для открытой площадки, оно требует особой атмосферы, соответствующей своему назначению, то есть камерному. Тем более нам хочется выйти к людям спектаклем зрелищным, красиво костюмированным.
— Санитарные нормы внутри красиво костюмированного зрелища?!
— В данном случае можно немного ограничить пространство и для оркестра, и для артистов хора. В наших спектаклях практически нет массовых, то есть собранных в одном месте, сцен: хоровые мизансцены выстраиваются на значительном отдалении друг от друга. Со зрителями дело обстоит еще проще: их размещение будет распределяться при продаже билетов, то есть с размежеванием через одно или два места.
— Что надо обсудить другим творческим коллективам для показа спектаклей или программ на вашем прямо-таки древнегреческом театроне?
— Вы же понимаете, что озвучить площадку под открытым небом и оборудовать соответствующей осветительной аппаратурой — достаточно затратное дело. Поэтому необходимо будет рассмотреть условия аренды с учетом оплаты технических и административных сотрудников нашего театра.
— Увидим ли мы в начале нового сезона харьковской оперы долго ожидаемую премьеру балета «Спартак», о котором людская молва разнеслась быстрее самых эффективных реклам?
— Балет уже создан, благодарю харьковчан за интерес и поддержку… Но, видимо, «Спартаку» во все времена уготовано преодолевать преграды. Со всей ответственностью заявляю, что премьера состоится, а вот точную дату, к сожалению, назвать не могу — ориентировочно в первых числах октября. Сейчас самое важное всем участникам уникального хореографического действа сохранить профессиональную форму. Массовых репетиций мы не проводим, но предоставляем балетной труппе зал, в котором танцовщики занимаются по два человека в час. Таким образом, время для классического урока у станка расписано с раннего утра до позднего вечера.
— Уточню вопрос: новый театральный сезон откроется «Спартаком»?
— Нет, в год 180-летия Петра Ильича Чайковского мы начнем сезон балетом «Лебединое озеро» (классический вариант). В отпуск коллектив театра уходит с 31 мая до конца июня. Июль — август будем входить в форму, готовясь к премьерам балета «Спартак» Арама Хачатуряна, а также оперы «Вышиваный. Король Украины» Аллы Загайкевич на либретто Сергея Жадана (постановка этого спектакля осуществляется при содействии почетного консула Австрии в Харькове Всеволода Кожемяки). В декабре запланирована премьера оперы «Ночь перед Рождеством» по Николаю Гоголю. С Украинским культурным фондом ведем переговоры о поддержке нашего нового проекта, о котором я смогу рассказать только после заключения соответствующего договора. Также готовимся к обширной программе «Театральная резиденция». Еще один важный для привлечения к нам зрителей проект — «Шаг навстречу»: миниатюрные сценические вариации из классических или современных опер и балетов. Хочу верить, что такими программами мы приблизим балетное и оперное искусство к нашему потенциальному зрителю, который сможет оценить его, когда откроется летняя сценическая площадка. Под открытым небом покажем оперы «Рита», «Брачный вексель», «Сват поневоле», «Севильский цирюльник» и балет «Тысяча и одна ночь». К слову, мы готовимся к открытию собственного театрального портала по продаже билетов.
Онлайн-проекты для онлайн-зрителей
— Театр оперы и балета уже несколько лет в составе организации «Opera Europa». Какие преференции имеете благодаря этому?
— Буквально на днях «Опера Европа» устроила несколько онлайн-конференций, в которых участвовали специалисты разных направлений: начиная от театральных менеджеров, рекламных маркетологов и до специалистов инженерно-технических служб. Основная тема — выживание театров в сложной ситуации, сложившейся из-за коронавирусной пандемии.
— Ваши бюджетные средства были урезаны в период карантина?
— Слава Богу, нет. Мы, как и все театры Украины в статусе «национальный», в данный момент получаем заработную плату в размере чистого оклада, без каких-либо доплат. Сейчас в первом чтении Верховная Рада приняла законопроект о том, чтобы до конца года бюджетное финансирование национальных театров Украины осуществлялось уже не на 87%, а на 100%. Коммунальные услуги необходимо оплачивать, а сейчас финансовой «подушки» из собственных средств не хватает. Большое спасибо нашему правительству за разработку этого документа.
— Незадолго до принятия карантинных мер прошли конкурсы на замещение вакантных должностей и перемещение части актерского состава на более высокие категории. Значит ли это, что труппа театра пополнилась молодыми исполнителями?
— Да, в состав балетного и оперного коллективов влились много молодых талантов. Без ложной скромности скажу, что профессиональный уровень всех подразделений театра сегодня весьма высокий. И молодые специалисты, работая с опытными педагогами-репетиторами по хореографии и вокалу, имеют возможность совершенствовать исполнительское мастерство.
При этом, несмотря на карантинные меры, а мы их выполняем в полном объеме, мы проводим активную работу по формированию репертуарной политики и осваиваем новые технологические процессы для выхода на тот уровень, который позволит реализовывать перспективные планы по выпуску премьерных спектаклей.
— Что вы подразумеваете под термином «технологический процесс»?
— Прежде всего это появление новых творческих идей сценического воплощения того или иного спектакля. Поясню: после того, как возник и одобрен концептуальный замысел, необходим план его реализации. Из расчета финансовых возможностей формируется смета затрат, разрабатываются эскизы, затем изготавливаются по ним костюмы, декорации и реквизит, изучается нотный материал. В зависимости от масштаба избранного произведения на подготовку уходит от нескольких месяцев до года, поэтому и определяется подготовительный технологический процесс, осуществляемый задолго до начала репетиционного периода нового балета или оперы.
Чтобы избежать авральных ситуаций, формируется технологический график, «привязанный» к репертуарной политике, обеспечивающий беспрерывный выпуск спектаклей на несколько лет вперед.
— Сколько премьер планируется выпустить в один театральный сезон и возможно ли следовать установленной цифре при карантине?
— Статус театра обязывает выпускать до шести премьер в сезон. Но иногда из-за определенных сложностей, например, таких, с какими столкнулся современный театральный мир, мы вынуждены планировать не более четырех — балет, опера, детский спектакль, оригинальная концертная программа. Порой это связано с особенностями непростых инженерных решений — в основном при создании международных проектов, таких как «Лебединое озеро. Водная фантазия».
В период карантина мы разработали и создали несколько онлайн-проектов на разные сюжеты из опер, которые уже привлекли к себе внимание 30000 онлайн-зрителей. Закончили съемку и монтаж клипа в поддержку украинских медицинских работников, в котором принимают участие музыканты и солисты нашего театра.
Независимо от эпидемиологической, политической и техногенной ситуаций, наши усилия направлены на популяризацию искусства Харьковского национального театра оперы и балета.
Александр Анничев,
искусствовед
Источник: Газета Время