«ВЫШИВАНЫЙ. КОРОЛЬ УКРАИНЫ»: «ЦЕ ОПЕРА НЕ ПРО МИНУЛЕ. ВОНА ПРО ЧАС»
1 октября в Харьковском национальном академическом театре оперы и балета им. Н. В. Лысенко состоялась премьера оперы «Вышиваный. Король Украины» на музыку Аллы Загайкевич по либретто Сергея Жадана в режиссерской версии Ростислава Держипильского.
Сакральное число 1947
Сложное оформление сцены художником Олесей Головач решено по принципиальным особенностям радикального конструктивизма. Одновременно задействованы сразу несколько пространственных сценических планов, существующих вне объективной реальности. Иными словами, череда событий как бы воспроизводится в сознании персонажа схоластической последовательностью предлагаемых обстоятельств с мгновенными переменами мест действия. Конечно же, возникают отдаленные ассоциации с украинским вертепом, но поскольку не соблюдаются аллегорические каноны трех основных частей вертепного ящика — «Небесной», «Земной», «Чистилища», то от такого приема режиссер, видимо, решил отказаться и «перевел стрелки» в сторону эпического театра, что позволило ему вместить в пределы короткого сценического времени наполненный трагическими событиями большой отрезок жизни Васыля Вышиваного. Усиливает впечатление сценарной графики металлический пожарный занавес-гильотина, на ребристой поверхности которого, словно прорезанные автогеном, возникают даты с короткими пояснительными текстами. Благодаря этому создается эффект тревожной атмосферы, столь необходимый для эмоционального восприятия дальнейших событий. Последовательно сценографическому разработан пластический рисунок групповых мизансцен, органично вписавшихся в конструктивные объемы декорационной этажности.
Лишенный статичности хор в данном постановочном варианте, помимо вокальных партий, запрограммирован на поддержание эмоционального накала драматического действия. Интересно разработаны быстрые перемены массовых сцен с участием то солдат, то беженцев, то охотников, то кадетов и воинов Скоропадского.
Чередование сольных и хоровых вокальных фраз воспринимается своеобразной респонсорной псалмодией. Не берусь утверждать (пусть это делают музыковеды), но если впечатления меня не обманывают, композитор нашел предельно чувственную возможность выразить в музыке сакральное для Вышиваного значение числа 1947.
Алла Загайкевич не просто известный композитор, написавший музыку к опере. Точнее будет отнестись к её произведению как к наполненной событиями пьесе. Уверен, что уже на нотном стане каждый персонаж характеризуется столь выразительно, что в результате слушателям очевидны его вокальные подтексты. Раз такое происходит, значит, музыка не сопровождает, а порождает совокупность действий и взаимоотношений, помогает визуализации глубоких смысловых значений, проповедуемых автором либретто. Вывод: музыкальные фразы Аллы Загайкевич, поддерживаемые талантливым вокалом, поддаются методу действенного анализа. Полагаю, что именно им в работе над музыкальным спектаклем руководствовался режиссер-постановщик Ростислав Держипильский, иначе было бы невозможно в огромном сценическом пространстве аналитически просчитать ротацию групповых мизансцен с участием нескольких десятков актеров, вокалистов, балерин и танцовщиков.
Мечты, мечты…
Начинать действенный ряд с актуализации внутреннего конфликта, к которому события вели героя на протяжении всей его сознательной жизни, — предельно рискованный постановочный прием на драматической сцене, а уж на оперной — подвиг, на который способен только опытный режиссер. Композиционное построение спектакля включает в себя пролог и эпилог, где в камере Лукьяновской тюрьмы происходит реальное сценическое действие, а события, воспроизводимые на сцене по воспоминаниям Вышиваного от пролога до эпилога, — имитация конфликтных ситуаций в прошедшем времени. По сути, мы должны войти вместе с персонажем в его личный, для нас потусторонний мир и стать свидетелями не воспоминаний, а происходящих на наших глазах событий.
Воспоминания требуют определенного уровня мистификации и в действенный ряд вплетается ирреальный персонаж Человека в черном. В этом образе предстаёт солист Алексей Ветров, «упакованный» в блестящий кожаный плащ соответствующего цвета. Человек в черном — символическое воплощение трагических злоключений, повлиявших на судьбу Вышиваного. Демоническая фигура иронично сопутствует воспоминаниям, оставляя по пути следования «черные» метки.
Именно с ним связано появление некогда белых (Виктория Коновалова, Яна Лобань, Лидия Хетлоу, Ольга Приходько, Ярослава Сиряченко), а во втором акте черных беременных балерин, в чреве которых развивается символическое семя Человека в черном. Исходя из превосходно сыгранного и вокально подчеркнутого Алексеем Ветровым характера сценического демона, возникает предположение, что основной колористический тон театральных костюмов, отталкиваясь от демонического плаща, спектрально окрашивает одежды персонажей от темных до светло-серых тонов. В своеобразный графический рисунок толпы выгодно вписываются платья из гардероба знаковых личностей — Девушки (Юлия Пискун), отца Вышиваного Карла-Стефана Габсбурга (Сергей Крижненко), Павла Скоропадского (Юрий Кудрявцев), Петра Болбочана (Андрей Доценко) и Коменданта (Сергей Замыцкий).
Отдельно следует отметить драматически внятного и музыкально запоминающегося Владимира Козлова не только как исполнителя сложной оперной партии, а еще как драматического актера, пропустившего через себя душевные и моральные переживания Васыля Вышиваного. Глубокое погружение в противоречивый характер психологически сложного персонажа, вне всякого сомнения, знаменует собой важный этап творческой карьеры Владимира Козлова. Главный герой вспоминает свою жизнь. Думает, что ему удалось, а что не удалось, а через него проглядывает огромная территория в водовороте событий Первой мировой войны, и Украина, какой бы она могла стать, но, к сожалению, не стала.
«Мечты — удивительный материал для истории. Но именно они становятся смыслом жизни. Таким смыслом жизни для Вильгельма фон Габсбурга стала по-детски щемящая, странная и болезненная любовь к Украине как к сказочному миру вечного счастья. Такая любовь присуща поэтам. Наверное, неслучайно либретто оперы написал Сергей Жадан. Оно поэтическое по своей сути — рассказывая «историю» легендарной личности, поэт создает воображаемое историческое пространство, безжалостно резонирующее с современностью. Вышиваный воспринимает историческую и политическую трагедию страны, куда он попал в юности и откуда пришла его первая любовь, как личную. Любовь меняет всю его жизнь, и в конце — призовет к последнему разговору» — это цитата из предисловия к недавно вышедшей книге с либретто Сергея Жадана.
Уникальный проект
Художественное воплощение оперы «Вышиваный. Король Украины» появилось на харьковской сцене благодаря талантливому совпадению авторских замыслов — драматического, музыкального, вокального, поэтического и изобразительного искусств. Явление уникальное для современного театра. Некоторый перехлест в сторону экзистенциальной философии вполне оправдан, потому что все мы стоим перед неизбежностью выбора общего пути. За оправданием выбора каждого из нас следует торжество или падение целого государства. Замысел оперы «Вышиваный. Король Украины» нужно рассматривать в контексте остро стоящей перед нашими современниками проблемы свободы волеизъявления. Тема ныне актуальная, а вот является ли конечный результат выбора свободным либо кем-то навязанным, — следует задуматься: всегда ли недостигнутая цель становится поражением?
«Це опера не про минуле. Вона про час, — підкреслює автор лібрето, — про виклик, про шанс, який тоді випав Україні. Ми тепер переживаємо такий само переламний момент. Важливо пам’ятати про той історичний досвід, який у нас є».
Харьковская опера сделала свой ответственный выбор, тем самым в очередной раз подтвердив статус национального академического театра Украины. За пульт гордо встал самый выразительный дирижер Харькова заслуженный деятель искусств Украины Юрий Яковенко, и с этого момента опера «Вышиваный. Король Украины» стала еще одной страницей в истории музыкального искусства Европы.
Настало время выразить слова признательности людям, объединившим команду талантливых специалистов во всех сферах административно-постановочной деятельности. В первую очередь — генеральному директору и художественному руководителю театра, заслуженному деятелю искусств Украины Олегу Орищенко: «Ми пишаємося тим, що саме в нашому театрі, який останнім часом розвивається надзвичайно динамічно, народився унікальний проєкт, присвячений одному з найвідданіших борців за незалежність нашої держави»; руководителю творческого проекта, заслуженному деятелю искусств Украины Игорю Тулузову: «Цей проєкт — яскраве віддзеркалення євроінтеграційних прагнень України. І дуже важливо, що він відбувся на сході нашої держави, підкреслюючи її єдність і цілісність».
А вот как по поводу состоявшейся премьеры высказался почетный консул Республики Австрия в Харькове Всеволод Кожемяко: «Доля Василя Вишиваного заслуговує на більшу увагу і донесення до якомога широких кіл. Сучасна опера — ефективний і естетичний інструмент для цього завдання, тим більше що Габсбурги відомі своєю любов’ю до мистецтва, а деякі були навіть композиторами. Бажаю команді опери «Вишиваний. Король України» повних залів і гучних овацій».
Фото
Александра Шахматова.
Источник: ВРЕМЯ