Накануне Международного дня танца 29 апреля в Харьковском национальном академическом театре оперы и балета имени Н. Лысенко состоится премьера балета на музыку Ц. Пуни «Собор Парижской Богоматери» по роману В. Гюго. Почти все билеты на спектакли 28 и 29 апреля уже распроданы, и потому в мае пройдут еще два премьерных показа с разными составами исполнителей.
 
«СОБОР» НА ХАРЬКОВСКОЙ СЦЕНЕ 
Инна Дорофеева, художественный руководитель балетной труппы, народная артистка Украины.
Несмотря на то что балет Ц. Пуни изначально носит название «Эсмеральда», в нашей постановке мы возвращаем этой истории первоначальное название, которое принадлежит литературному первоисточнику балета — «Собор Парижской Богоматери». Это решение во многом обусловлено прекрасной музыкой, которую создал великий итальянский композитор: она танцевальна, ритмична и создана для того, чтобы передать основные сюжетные линии и одну из главных идей гениального романа В. Гюго — любовь и смерть идут рука об руку, но настоящая любовь всегда сильнее смерти. По сравнению с классическими постановками претерпело изменение либретто балета, которое стало ближе к литературному оригиналу, а также хореографические партии, которые будут значительно усложнены (это заслуга постановщика, народной артистки Украины Евгении Хасяновой). Успешному воплощению премьеры на харьковской сцене помогла оригинальная сценография Надежды Швец (костюмы Оксаны Кубекиной) и музыкальное руководство главного дирижера театра Дмитрия Морозова.
В этом балете четыре яркие сольные партии — это образы чистой Эсмеральды, несчастного из-за уродства Квазимодо, зловещего и темного душой Клода Фролло и легкомысленного Феба Шатопера. Каждая из этих партий отличается по образной стилистике. И на каждую у нас есть несколько составов исполнителей, которые предлагают собственные трактовки самобытных и многогранных героев Гюго, соответствующих их характеру в условиях балетной сцены. А в целом их объединяет чувство любви, нашедшее столь разное проявление в сердцах этих персонажей…
 
БАЛЕТНЫЙ БЕСТСЕЛЛЕР РОДОМ ИЗ ПАРИЖА
Историки и литературоведы говорят, что свой роман «Собор Парижской Богоматери» Гюго написал в защиту готического храма, который его современники намеревались перестроить. Тем не менее собор выстоял и уже более восьми с половиной столетий продолжает оставаться одним из главных символов французской столицы. А герои одного из самых популярных в мире литературных бестселлеров живут третье столетие, в том числе в кино («Горбун собора Нотр-Дам»), опере («Эсмеральда»), балете («Дочь Гудулы»). А с популярностью знаменитого мюзикла «Собор Парижской Богоматери» Риккардо Коччанте (1998) успешно соперничает одноименный балет, поставленный еще в 1884 году на музыку итальянца Чезаре Пуньи. Именно его вскоре предстоит увидеть харьковчанам.
Авторами хореографии балета о красавице Эсмеральде и уродливом, но чистосердечном звонаре собора были в разное время Жюль Перро, Мариус Петипа, Александр Горский, Ролан Пети (последний сотрудничал с современным французским композитором Морисом Жарром). В Харькове эту историю впервые воплотили на сцене известные украинские балетмейстеры Павел Вирский и Николай Болотов в 1933 году. Еще они известны тем, что через несколько лет создали в Киеве ансамбль народного танца, существующий до наших дней. А вот хореография балета «Собор Парижской Богоматери» на харьковской сцене с тех пор не раз менялась. Ее варианты представили здесь Василий Литвиненко (1948), Наталья Данилова (1952), Виктор Шкилько (1985). А нынешняя премьера пройдет в хореографической версии народной артистки Украины Евгении Хасяновой, и тоже на основе балетной классики. Впрочем, суть сюжета, рассказанного Виктором Гюго, за эти десятилетия и даже столетия поменялась мало. И зрители по-прежнему будут рады встрече с переведенной на язык танца историей любви, которая оказалась прочнее каменных стен Собора Парижской Богоматери.
 
БАЛЕТНАЯ МУЗЫКА — ЕГО СЧАСТЛИВЫЙ ЖРЕБИЙ
Чезаре Пуньи (Cesare Pugni, 1802—1870) — итальянский композитор, который был известен в Российской империи под именем Цезарь Пуни. Он родился в Генуе, музыкальное образование получил в миланской консерватории, а потом длительное время был пианистом в прославленном театре La Scala. Ц. Пуни писал церковную музыку, симфонии и оперные полотна, но особенно ему удавались балеты — при жизни он написал их свыше трехсот. Спектакли на его музыку шли на многих европейских сценах с хореографией лучших тогда балетмейстеров: Поля Тальони, Жюля Перро и Артура Сен-Леона. В знаменитом «Па-де-катре» на музыку Ц. Пуни выступали на лондонской сцене четыре легендарные прима — балерины: Фанни Черрито, Карлотта Гризи, Мария Тальони и Люсиль Гран. Эта премьера увлекла даже королеву Викторию и принца Альберта. Неудивительно, что после такого успеха автор получил место балетного композитора при Императорских театрах в Петербурге. Цезарь Пуни писал музыку легко, быстро и всегда сдавал работу вовремя. Огромную партитуру балета «Дочь фараона», например, он написал всего за месяц. Пуни обязан был сидеть на всех репетициях и менять целые страницы партитуры «под ногу» балерины или под новые идеи хореографа. Композитор почти за 20 лет создал вместе с М. Петипа тридцать пять спектаклей. Музыка Ц. Пуни до сих пор звучит на лучших сценах мира в балетах «Конек-Горбунок», «Дочь фараона», «Па-де-катр» и «Эсмеральда (Собор Парижской Богоматери)». Кто-то скажет, что она не так совершенна, как партитуры балетов П. Чайковского, А. Глазунова, Л. Делиба, А. Адана. Но в действительности партитуры Пуни пропитаны легким балетным дыханием и старинной грацией, которая помогает артистам воплотить на сцене старинные образы в век сверхвысоких скоростей и сложнейших технологий.
 
Текст подготовили Александр Чепалов и Вера Мовчан