МАРИУС ПЕТИПА — АКАДЕМИК БАЛЕТА

Мариус Петипа родился 200 лет назад в Марселе, а умер в 1910 г. в Гурзуфе. Из Крыма гроб с его телом везли через всю Россию в Петербург, город сценических триумфов его лучших произведений. Ведь там рождались «Лебединое озеро» (совместно с Л. Ивановым), «Спящая красавица», «Раймонда», «Баядерка», «Дон Кихот»… Более полувека Петипа был во главе императорского балета. Он, несмотря на французское происхождение, возводил балетные чертоги, как итальянцы Кваренги, Росси, Растрелли — архитектуру Петербурга…

Конечно, никто уже не сможет показать нам спектакли Мариуса Петипа такими, какими они были полтора столетия и даже век назад.

Только на старых фото видно, как отличались костюмы и внешний вид персонажей от сегодняшних принцев, фей и других сказочных героев. А значит, другим был и сам танец. За Петипа на современных афишах в большинстве случаев следуют фамилии авторов новых хореографических редакций. Хотя реставраторы старого наследия пытаются по сохранившимся (увы, за рубежом) рукописным наброскам расшифровать пышное балетное зрелище императорского театра. Нам остается лишь верить им на слово.

  

 

 

Детальніше...

ДЕМОН И ДЕЗДЕМОНА

Конец марта ознаменовался важным культурным событием – премьерой оперы Дж. Верди «Отелло» на сцене Харьковского театра оперы и балета им. Н. Лысенко. Опера «Отелло» занимает особое положение как в творчестве ее создателя, так и в истории мировой музыки. В начале 70-х годов XIX века Дж. Верди был, без преувеличений, самым почитаемым композитором Италии. Из-под его пера один за другим выходили оперные шедевры: «Риголетто», «Трубадур», «Травиата», «Балмаскарад», «Сила судьбы», «Дон Карлос». И вот, в 1874 году, после написания вершинных произведений — оперы «Аида» и «Реквиема» — Дж. Верди внезапно покидает оперный небосклон на долгие 12 лет. Современники композитора выдвигали самые разные предположения о причинах этого загадочного явления, самой популярной версией (которую затем подхватили многочисленные исследователи творчества Дж. Верди) стала гипотеза о неприятии композитором новых тенденций в развитии оперного искусства. Однако в 1886 году великий Верди представляет на суд слушателей своего «Отелло», который с триумфальным успехом облетает все ведущие оперные сцены мира и до сих пор считается лучшим сочинением композитора и одновременно одной из величайших когда-либо созданных опер, в которой 74-летний композитор продемонстрировал совершенно новый стиль (Дмитрий Морозов, дирижер-постановщик харьковского спектакля, авторитетно определяет его как находящийся на грани позднего романтизма, веризма и экспрессионизма).

 

 

Детальніше...

«Отелло» Дж. Верди на харьковской сцене

24 марта на сцене ХНАТОБа состоялся премьерный показ оперы Джузеппе Верди «Отелло».

На нем побывали студентки магистратуры Харьковского национального университета искусств Элеонора Максютенко и Наталья Масленикова. Публикуем их первые впечатления от спектакля.
 
Due tragedie 
 
Для харьковских слушателей спектакль обрел большую значимость благодаря участию в нем оперной дивы — Марии Максаковой. С нескрываемым интересом зрители заполняли зал, и казалось, что нет интриги большей в этот вечер, чем выступление солистки, однако гений итальянского композитора тоже умеет удивлять…
 
Почитавший творчество В. Шекспира Дж. Верди не раз обращался к его литературному наследию, пытаясь воплотить бессмертные сюжеты на оперной сцене. Так, и ранняя — «Макбет» и последняя опера мастера «Фальстаф» успешно воплотили истории английского драматурга, но вот опера «Отелло» стали переломной в творчестве композитора, ознаменовав поздний этап его деятельности. 
 
 

Детальніше...

На сцені ХНАТОБу прем’єра опери «Отелло»: Вічна драма ревнощів

Харків пірне у вічну драму ревнощів Верді. На сцені ХНАТОБу вже 24-го березня «Отелло». Прем’єра опери, обіцяють постановники, приємно здивує шанувальників класики, намагалися зберегти все до ноти, як з’ясували Вісті Ньюс.

 

 

Детальніше...

Вперше у харківському театрі виступить Марія Максакова

 

Чудовий сюжет від інформаційних партнерів театру інформаційного агентства ІнформБюро!

 

Детальніше...

Мария Максакова: «Психологию жертвы не люблю…»

 

24 и 31 марта на сцене ХНАТОБа состоятся события, которые можно назвать сенсационными, — партию Дездемоны в премьерных спектаклях «Отелло» (опера Дж. Верди) исполнит Мария Максакова — представительница артистической династии Максаковых, известная певица, переехавшая жить в Украину, женщина трудной судьбы. Сегодня ее биографию обсуждают не только поклонники  творчества певицы, а все, кому интересна эта популярнейшая личность.  Автору этих строк удалось взять у артистки эксклюзивное интервью и расспросить о малоизвестных деталях ее творческой биографии.

— Мария Петровна, когда вы готовите новую роль, вспоминаете ли в этой связи о собственной жизни? Личных переживаниях и перипетиях судьбы?
— Оперные героини, которых я пою и играю, действительно женщины с драматической судьбой, которая порой душу выворачивает. Но я не примеряю судьбу героинь на себя. И уж точно  никогда не думала, что в моей жизни  может проиграться дикая история, о которой знают все. Нет, петь героиню с судьбой, похожей на мою,   не приходилось.   Когда что-то подобное случается, не то что петь, говорить не можешь. 

 

Детальніше...

Дездемона не борется за жизнь, а умоляет Отелло ей поверить…

24 и 31 марта в ХНАТОБе очередная оперная премьера — «Отелло» Дж. Верди. И хотя для харьковчан это название на афише знакомое, в спектакле будет все по-новому. Главное же, исполнительница роли Дездемоны Мария Максакова, которую на оперной сцене харьковчане никогда не слышали. Слово постановщикам и будущей Дездемоне.

Армен Калоян, главный режиссер 
— «Отелло» Дж. Верди — это опера о слепой любви и слепой ревности, о том, как сильные чувства могут сделать хорошего человека беспомощным перед подлостью. Трагедия Отелло в том, что он слишком доверчив и не видит черной зависти Яго, сверхзадача которого — месть. Дездемона же настолько сильно любит Отелло, что не верит в его ревность. В результате два человека, искренне любящие друг друга, погибают, а в победители на время выходит негодяй Яго. Это очень тонкая драматургически опера, которая максимально точно передает основную идею своего литературного первоисточника — пьесы У. Шекспира. В новой постановке зрители впервые увидят на харьковской сцене полную версию оперы. В художественном оформлении спектакля будет представлено совмещение традиционных, во многом условных декораций с символичным видеоконтентом, который чаще всего призван подчеркивать, визуализировать внутреннее состояние героев.
 
 

Детальніше...

У Харкові стартував Міжнародний музичний фестиваль KharkivMusicFest

 news Harkov HNATOB114 по 29 березня у межах програми заплановані виступи музикантів не тільки з України, а й із США, Німеччини, Австрії та Польщі. Вже у середу у ХНАТОБі відбудеться перший концерт «Із нового світу». Фест відкриють музикою Бернстайна, Рахманінова та Дворжака. Цікаво, що всі твори цього концерту були вперше виконані в Нью-Йорку, і доля їхніх авторів пов’язана з цим містом. Диригуватиме симфонічним оркестром ХНАТОБу Станіслав Христенко, який уродженцем Харкова, але вже майже 10 років живе у США.

Після старту Музфесту на Харків чекає «Хвилина реклами» з авангардними творами сучасних українських композиторів. Чим незвичайна ця програма? Вони виконані у стилі рекламних роликів від київського ансамблю «РИКОШЕТ». 

 

  

 

 

Детальніше...